Содержание

Миф о левом и правом полушарии мозга — CMT Научный подход

Мозг — намного более сложная система, чем это преподносится на бизнес-тренингах и в популярной литературе, рассказывает The Guardian. Влияние активности правого или левого полушария на способности человека — миф, который, видимо, совсем не скоро забудется.

Человеческий мозг представляет собой гораздо более сложную систему, нежели это преподносится современными бизнес-тренингами и популярной литературой, рассказывает The Guardian в статье «Despite what you’ve been told, you aren’t left-brained or right-brained» by Amy Novotney. Но вряд ли миф о влиянии активности полушарий мозга исчезнет в ближайшее время.

Повсеместно применяется теория о разделении функций полушарий мозга, по которой каждое из полушарий соответствует определенным навыкам и способностям: об этом говорится в книгах по самосовершенствованию, бизнес литературе, в журналах выпускаются тесты на определение развития того или иного полушария, разрабатываются специальные приложения для смартфонов. Каждый из наверняка слышал о том, что у некоторых людей развито больше одно полушарие, а других — второе. Якобы люди с развитым правым полушарием более творческие личности, спонтанны и субъективны, в то время как левое полушарие отвевает за логику, анализ и внимательно к деталям.

К сожалению, это неправда

На протяжении двух лет группа учёных неврологов во главе с Джердом Нильсеном из университета Юты (США) наблюдали 1011 человек от 7 до 29 лет. Проводилось сканирование, пока они лежали, ничего не делали или читали книгу. В процессе исследования осуществлялось считывание так называемой «функциональной латерализации» — связи различных процессов с конкретными участками мозга. Учёные разделили мозг на 7000 зон и тщательно следили за их активностью. Исследование «An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging» научно показало, что нет людей, у которых преобладает работа левого или правого полушария. Так что говорить «У меня больше развито правое полушарие, я творческая личность», это с научной точки зрения не правильно, ошибочно.

file

file

Джефф Андерсон, один из ведущих авторов данного исследования, замечает:

Это вполне нормально, что некоторые функции мозга выполняются той или иной стороной мозга. Например, за языковые функции отвечает левое полушарие, за внимание — правое. Но при этом, правое полушарие участвует в обработке некоторых аспектов языка: интонации и акцента.

КАКИМ ОБРАЗОМ ЛОЖНАЯ ТЕОРИЯ СМОГЛА НАСТОЛЬКО ПРИЖИТЬСЯ В СОЗНАНИИ МАСС?

Эксперты полагают, что миф о разделении полушарий зародился еще в начале 19 века, когда учёные того времени обнаружили, что при утрате одной стороны мозга утрачиваются специфические способности. Позже концепция получали основание в работах Роберта Сперри и Майкла Газзиниги о «расщеплённом мозге». В 60-х годах данная работа получила Нобелевскую премию. Тогда учёные провели исследования с пациентами, перенесшими операцию по перерезанию мозолистого тела — группа нервных волокон, соединяющих полушария. Операция осуществлялась в качества лечения эпилепсии. В итоге обнаружили, что когда обе стороны головного мозга не в состоянии общаться друг с другом, они отвечают по-разному на раздражители, выполняя различные функции.

Теория разделения функций полушарий легла в основу популярной психологии. Некоторые энтузиасты вывели теорию на новый уровень, привязав ко всему прочему типы личности.

Неврология никогда не соглашалась с данной теорией. Доминирование того или иного полушария мозга — это глупо. Ведь если одно из полушарий мозга было развито и активнее другого, то это было бы крайне неэффективно для деятельности всего мозга в целом.

Любая теория безвредна, пока человек не начинает относится к ней «на полном серьёзе». Например, когда 12-летняя девочка проходит онлайн тест и результаты говорят, что математика «это не её», и она решает пропустить домашнее задание на эту тему, тогда и можно заметить разрушительную силу ложного убеждения.

Обществу ещё предстоит опровергнуть или доказать множество теорий, касающийся мозга, но мы можем наблюдать сами насколько удивителен мозг человека, даже в поздней старости. Наш мозг обладает поражающей способностью реорганизовать себя путём создания новых связей между клетками мозга, что и позволяет человеку постоянно развиваться и менять наше поведение. Давайте не будем недооценивать наш потенциал, позволяя примитивному мифу скрывать сложность и многогранность нашего мозга.

Выводы

И вот что еще нашел на эту тему запись в блоге alexey5351.

... В науч-поп литературе сплошь и рядом. Терапевты, которые изучают нейробиологию, но знают ее поверхностно — через одного говорят "правополушарный"/ "левополушарный". Неспециалисты давно слепили на эту темы множество мифов про креативных правополушарников и занудных, но логичных левополушарников.

В общем все это грубые упрощения, неточности и метафоры. Их нет в реальности. То есть вполне можно говорить о ментальных, когнитивных, аффективных функциях, у которых есть некоторая выраженная латеральность. Например, основные центры обработки речи у правшей расположены в левом полушарии, а центры управления вниманием в правом. У левшей иначе. Кроме того, все это - как правило, не всегда. Но это совершенно не означает, что у вот таких людей нейронная сеть в левом полушарии сильнее развита и работает лучше, чем сеть в правом. Нет. Даже не рядом. Левое с правым очень плотно и очень сложно переплетены, зависят друг от друга, и почти во всех сложных процессах работают вместе. Нет людей с недоразвитым левым или переразвитым правым. Все значительно тоньше и сложнее. Ключевое исследование по этому поводу было опубликовано в августе [2013] в PLOS One.

Автор: Znatok Ne

Источники:

  1. Nielsen JA, Zielinski BA, Ferguson MA, Lainhart JE, Anderson JS. An evaluation of the left-brain vs. right-brain hypothesis with resting state functional connectivity magnetic resonance imaging. PLoS One. 2013 Aug 14;8(8):e71275. doi: 10.1371/journal.pone.0071275. eCollection 2013.

cmtscience.ru

левый глаз — правое полушарие

Карина Каренина, Андрей Гилёв
«Природа» №12, 2015

Об авторах

Карина Андреевна Каренина («Природа» №12, 2015)

Карина Андреевна Каренина — младший научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных Санкт-Петербургского государственного университета. Занимается изучением социального поведения животных, асимметрии восприятия сенсорной информации, поиском проявлений межполушарной асимметрии в поведении животных в природе.

Андрей Николаевич Гилёв («Природа» №12, 2015)

Андрей Николаевич Гилёв — кандидат биологических наук, младший научный сотрудник той же кафедры. Область научных интересов — поведенческая экология, когнитивные способности животных, асимметрия мозга и поведения, эволюция асимметрии в использовании конечностей.

Один из основных принципов функционирования мозга позвоночных животных — принцип асимметрии. Вклад левого и правого полушарий головного мозга в осуществление различных функций неравнозначен [1]. Подобными предложениями начинается большинство современных научных публикаций, посвященных вопросам асимметрии мозга и поведения. В англоязычной научной литературе такое «введение в тему» носит скорее формальный характер, ведь даже у биологов очень отдаленных специальностей общеизвестность и справедливость подобных утверждений не вызывает сомнений. Однако такое отношение к межполушарной асимметрии сложилось сравнительно недавно. Вплоть до начала XXI в. широко распространено было мнение, что функциональная асимметрия мозга характерна исключительно для человека и, по-видимому, имеет отношение к высокому уровню развития человеческого интеллекта [2].

Первые исследования, доказывающие существование асимметрии в функционировании мозга других видов, помимо человека, относятся к 70–80-м годам XX в. В. Л. Бианки выявил основные особенности работы левого и правого полушарий, а также сделал вывод, что функциональная специализация полушария не абсолютна, т. е. в зависимости от выполняемого процесса доминировать может то одно, то другое полушарие [1, 3]. Было обнаружено, к примеру, что левое полушарие мозга преимущественно контролирует пение у канареек [4] и распознавание пищевых объектов у куриц [5], а правое полушарие доминирует в процессах, обеспечивающих ориентацию в пространстве у крыс [6].

Несмотря на убедительную доказательную базу, первые свидетельства существования межполушарной асимметрии у животных зачастую резко критиковались или даже игнорировались научным миром [2, 7], вероятно, еще неготовым отвергнуть идею об уникальности принципиальных основ функционирования человеческого мозга. Но время расставило все по своим местам. На сегодняшний момент существование асимметрии функционирования нервной системы доказано как экспериментально, так и наблюдениями в природе, на разнообразнейших объектах животного мира — без преувеличения, от мухи до слона. Накопление в течение последних трех десятилетий массива информации о неравноценности функций левой и правой половин мозга наконец-то привело к тому, что фундаментальность и древнее происхождение функциональной асимметрии мозга были признаны широкой научной общественностью. Важно отметить, однако, что в основе современных представлений об асимметрии мозга лежит понимание основного свойства парного мозга — его двусторонней симметричности. Общий план строения мозга подчиняется принципу билатеральной симметрии, согласно которому одна половина зеркально повторяет другую. Однако детальное рассмотрение выявляет относительность принципа симметрии как в строении, так и в функционировании мозга. На основе парных, относительно симметричных структур возникает выраженная функциональная асимметрия полушарий мозга [1, 3, 6].

«Правый» и «левый» мир

Базовые различия между полушариями мозга, возникшие, как предполагают, на ранних этапах эволюции позвоночных [8], могут проявляться в поведении животных по-разному. К примеру, для многих видов позвоночных животных характерна моторная латерализация — неравное участие правой и левой половин тела в движении, связанное с асимметрией функционирования нервной системы [9]. Такая латерализация может выражаться в асимметрии поворотов тела и в асимметричном использовании парных конечностей. Другое распространенное проявление межполушарной асимметрии — сенсорная латерализация, т. е. неодинаковая восприимчивость органов чувств на левой и правой сторонах тела к определенным стимулам. Асимметрия восприятия сенсорных стимулов обусловлена специализацией левого и правого полушарий на обработке информации разного типа [10]. В поведении животных сенсорная латерализация может проявляться в виде предпочтения воспринимать определенный стимул левым или правым органом чувств (например, поворачиваться к стимулу одним ухом), а также в более высокой скорости и выраженности реакции на стимул при восприятии его одним из парных органов [11].

Кулики ходулочники («Природа» №12, 2015)Кулики ходулочники («Природа» №12, 2015)

Наиболее детально на сегодняшний день изучена латерализация зрительного восприятия. Несмотря на значительные различия в организации зрительной системы, представители разных групп позвоночных по-разному воспринимают и обрабатывают информацию, поступающую от левого и правого глаза. Это явление описано для костных рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Зрительная латерализация может проявляться при восприятии различных типов стимулов, например социальных партнеров, пищевых объектов, опасности, пространственных ориентиров [2]. Серия экспериментов на цыплятах домашней курицы служит одним из классических примеров исследований зрительной латерализации. Цыплят выпускали на экспериментальную площадку, по которой были рассыпаны зерна вперемешку с мелкими камешками. В разных вариантах эксперимента цыплята имели возможность использовать оба глаза либо только левый или правый глаз — другой был закрыт непрозрачным колпачком. Оказалось, что, если цыплята могли видеть обоими глазами или только правым, они практически не совершали ошибок, выбирая зерна среди камешков. В то же время, когда цыплята использовали только левый глаз, они с одинаковой частотой клевали зерна и камешки. Так как зрительная информация из правого глаза цыпленка преимущественно поступает в левое полушарие мозга, результаты описанных экспериментов указывают на доминирующую роль левого полушария в распознавании пищевых объектов [12]. Подобная латерализации при восприятии пищи была обнаружена и у представителей других групп позвоночных [13]. Например, костные рыбы и хвостатые амфибии преимущественно реагируют на пищевой стимул, находящийся в поле зрения правого глаза.

Кит белуха перед видеокамерой, которую рассматривает левым глазом («Природа» №12, 2015)Кулики ходулочники («Природа» №12, 2015)

Модельными для изучения зрительной латерализации стали животные, у которых глаза расположены на голове латерально, т. е. по бокам. Человек, например, к таким видам не относится, ведь у нашего вида глаза расположены фронтально, т. е. спереди и в одной плоскости. У животных с латеральным расположением глаз поля зрения левого и правого глаза перекрываются лишь незначительно и из-за полного (или практически полного) перекреста зрительных нервов информация из одного глаза поступает преимущественно в противоположное полушарие мозга [14]. У видов с подобным устройством зрительного анализатора мы можем исследовать межполушарную функциональную асимметрию без применения инвазивных методик, просто анализируя поведение животных. Само по себе латеральное расположение глаз не определяет проявление латерализации. Однако многочисленные исследования подтверждают, что предпочтение держать определенные объекты в поле зрения одного из глаз у видов с латерально расположенными глазами обычно отражает доминирующую роль противоположного полушария в обработке информации об объектах такого типа. Предполагается, что части пространства, видимые левым и правым глазом, воспринимаются мозгом неодинаково и во взаимодействии животного с окружающей средой участвуют две разные, но взаимосвязанные системы: «левый глаз — правое полушарие» и «правый глаз — левое полушарие» [15].

Социальное полушарие

Одним из наиболее активно развивающихся направлений в исследованиях асимметрии мозга и поведения стало изучение «социальной латерализации» — асимметричного восприятия особей своего вида. Регулирование социального поведения — одна из наиболее сложных и многокомпонентных функций, которые осуществляет мозг позвоночных животных. В различные аспекты социального поведения могут быть вовлечены процессы, осуществляемые как левым, так и правым полушариями. Однако именно правое полушарие в научной литературе оправданно называют «социальным», ведь оно играет доминирующую роль в контроле большинства социальных реакций у различных видов позвоночных, включая человека [16]. В зрительном узнавании знакомых особей своего вида, к примеру, участвует преимущественно правое полушарие мозга, причем такая асимметрия выявлена как у млекопитающих, так и у птиц [17]. Преимущественная роль правого полушария в проявлении агрессивных реакций, направленных на особей своего вида, известна у амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Социальная латерализация находит отражение в поведении животных — как в эксперименте, так и в природе. Если малька рыбы поместить в аквариум с зеркальной стенкой, то осматривать «другую особь», т. е. собственное отражение, он будет преимущественно левым глазом (направляющим информацию в правое полушарие). Сходным образом, жеребцы одичавшей домашней лошади во время поединков предпочитают держать противника в поле зрения левого глаза [18].

Поединок жеребцов одичавшей лошади («Природа» №12, 2015)

Асимметрия материнско-детских отношений

Самка тибетского макака («Природа» №12, 2015)

Одно из наиболее ярких проявлений асимметрии в социальном поведении человека — предпочтение держать ребенка с левой стороны от себя. Впервые научное описание этого феномена было опубликовано американским психологом Ли Солком в 1960 г. [19]. Он выяснил, что значительное большинство женщин предпочитает держать своего ребенка левой рукой на левой стороне тела. Впоследствии было обнаружено, что такое левостороннее предпочтение существует в различных культурах и проявляется в различных ситуациях: когда ребенка держит на руках его мать или отец, нерожавшая женщина или подросток, а также в случаях, когда вместо живого ребенка женщина держит игрушку, имитирующую младенца. Однако подобная латерализация не уникальна для человека. Так, большинство самок горилл (Gorilla gorilla) и шимпанзе (Pan troglodytes) предпочитают держать детенышей с левой стороны тела [20].

Мадонна Грандука (Рафаэль, 1504 г.) («Природа» №12, 2015)

Научные публикации, в которых говорится, что асимметрия в расположении ребенка на руках — не просто любопытный феномен, но и важный критерий физиологического состояния матери, вызвали волну интереса исследователей к этому вопросу в течение последнего десятилетия. Было обнаружено достоверное влияние эмоционального состояния матери на асимметричное расположение ребенка. Более того, оказалось, что женщины, страдающие послеродовой депрессией, не проявляют левостороннего предпочтения [21]. Несмотря на то что асимметрия расположения ребенка относительно матери была обнаружена более полувека назад, механизмы возникновения данного феномена и факторы, определяющие его проявление, остаются не до конца понятными. Существует две основные гипотезы, объясняющие возникновение пространственной асимметрии между матерью и ребенком [19, 21]. Первая связывает данный феномен с моторными предпочтениями, проявляющимися в повседневной жизни человека. Можно предположить, что женщина держит ребенка левой рукой, так как правая должна оставаться свободной для выполнения какой-либо работы. Однако такое предположение не подтверждается данными о практически одинаковом числе матерей, предпочитающих держать ребенка левой рукой, среди правшей и левшей [19]. Вторая гипотеза объясняет асимметрию во взаимном расположении матери и ребенка с точки зрения асимметрии сенсорного восприятия. Предполагается, что левостороннее преобладание возникло из-за предпочтения держать ребенка в периферическом поле зрения левого глаза и, таким образом, направлять поток зрительной информации о нем в первую очередь в правое полушарие мозга [21]. Именно такое положение предположительно обеспечивает наиболее точное и быстрое осознание родителем эмоционального состояния ребенка, так как правое полушарие играет ведущую роль в подобных процессах восприятия социальной информации. Асимметричное расположение относительно родителя может иметь большое значение и для самого ребенка. Было показано, что, когда мать держит ребенка левой рукой, ему лучше видна левая половина лица матери, на которой более интенсивно отражаются эмоции. К тому же наблюдать мать в таком положении ребенок может преимущественно левым глазом, что способствует более эффективному восприятию социальной информации, исходящей от матери. Преимущественное расположение с определенной от нее стороны может оказывать влияние на формирование социальной латерализации. Так, дети, чьи матери держали их правой рукой, во взрослом возрасте проявляют пониженную нормальную межполушарную асимметрию в процессе восприятии лиц [22].

Смотрю левым глазом на себе подобных

У приматов использование передних конечностей — неотъемлемый компонент родительско-детских взаимоотношений, поэтому отдельно оценить вклад моторной и сенсорной латерализаций в возникновение асимметричного расположения особей крайне сложно. Изучение видов, у которых конечности напрямую не задействованы в поддержании близости между матерью и детенышем (мать не удерживает детеныша, а детеныш не держится за мать), позволит с точностью определить, может ли возникнуть асимметрия расположения детеныша лишь под воздействием латерализованного сенсорного восприятия особями друг друга. Это и стало целью нашего исследования. В качестве объектов были выбраны два вида парнокопытных, обитающих на территории России: сайгак (Saiga tatarica tatarica) и северный олень (Rangifer tarandus tarandus). Животные обоих видов обитают на открытых пространствах, имеют хорошо развитое зрение, а их глаза расположены на голове латерально. Кроме того, детеныши выбранных видов с раннего возраста самостоятельно следуют за своими матерями. Перечисленные особенности делают сайгака и северного оленя подходящими объектами для изучения природы асимметрии в расположении матери и детеныша у млекопитающих.

Самка сайгака с детенышем на водопое в заказнике «Степной» («Природа» №12, 2015)

Мы решили исследовать естественное поведение животных в природе, поэтому для полевых работ были организованы экспедиции. Наблюдения за дикими северными оленями проводились в Красноярском крае, в низовьях р. Хеты, а за сайгаками — в Астраханской области, на территории государственного природного заказника «Степной». Используя специальные замаскированные укрытия и маскировочные костюмы, мы проводили фото- и видеосъемку поведения самок с детенышами. При последующем анализе полученного материала мы оценили зрительную латерализацию во время социальных взаимодействий животных.

Ведется наблюдение за дикими северными оленями с берега р. Хеты («Природа» №12, 2015)

Перемещаясь вместе с матерью, основную часть времени детеныш проводит от нее сбоку. Объекты нашего исследования относятся к видам с латеральным расположением глаз, поэтому, находясь сбоку от матери, детеныш видит ее преимущественно левым или правым глазом. В ходе наблюдений мы отмечали, какое положение выбирает детеныш, приближаясь к матери сзади. Мы анализировали ситуации, в которых именно он был инициатором объединения пары и выбирал свое положение в пространстве относительно матери. У видов с латерально расположенными глазами предпочтение поворачиваться определенной стороной тела к социальному объекту — свидетельство сенсорной, а не моторной латерализации [14, 17]. Поэтому односторонние предпочтения детенышей при выборе положения относительно матери мы интерпретировали как проявление латерализованного зрительного восприятия.

Самка северного оленя с детенышем («Природа» №12, 2015)

Результаты нашего исследования показали, что детеныши сайгака и северного оленя предпочитают располагаться в пространстве таким образом, чтобы мать находилась в поле зрения левого глаза. В результате, когда самка с детенышем перемещались совместно, в большинстве случаев он находился справа от нее. Такие предпочтения детеныши проявляли в различных типах активности, например во время отдыха, пастьбы и бегства при опасности. Зрительная латерализация была обнаружена у детенышей разного возраста, от новорожденных до подростков двух-трех месяцев от роду. Наши наблюдения показали, что как у сайгаков, так и у северных оленей в основном детеныши поддерживали пространственную близость с матерью, а не наоборот. Очевидно, что при перемещении пары мать — детеныш основная задача детеныша следовать за матерью, не терять ее из виду. Мать в первую очередь занята выбором направления движения, контролем за безопасностью, взаимодействиями с другими особями своего вида, т. е. ее внимание обращено скорее на окружающую обстановку, чем на детеныша. Несмотря на это, в определенных ситуациях именно мать инициирует сближение и контакт с детенышем. Латерализация в ситуациях, когда мать подходит к своему детенышу и выбирает определенное положение относительно него, — предмет будущих исследований.

Детеныши сайгака («Природа» №12, 2015)

Сопоставляя полученные результаты с данными исследований на приматах, можно проследить существование двух вариантов асимметрии в расположении матери и детеныша у млекопитающих. У приматов мать держит детеныша на руках и таким образом определяет его положение в пространстве. Сенсорная латерализация матери приводит к тому, что детеныш преимущественно находится слева от матери. В то же время у исследованных копытных детеныш сам определяет свое положение в пространстве, и его латерализованное поведение приводит к тому, что в большинстве случаев он располагается от матери справа. Несмотря на разное результирующее положение, оба варианта асимметрии между матерями и их детенышами, по всей видимости, обусловлены одной и той же социальной латерализацией, а именно предпочтением воспринимать социальную информацию с помощью системы «левый глаз — правое полушарие» [23]. Когда детеныш сайгака или северного оленя находится справа от матери и держит ее в поле зрения левого глаза, социальная информация от матери поступает преимущественно в его правое полушарие. Это подтверждают исследования организации зрительной системы копытных — около 90% нервных волокон от каждого глаза идут в противоположное полушарие мозга [18]. Таким образом, асимметричное расположение детеныша относительно матери — одно из проявлений правополушарного доминирования в регулировании социального поведения. В отличие от приматов, у исследованных видов передние конечности не участвуют напрямую во взаимном расположении матери и детеныша, поэтому мы можем исключить влияние моторной латерализации [24]. Наши результаты позволили понять, что асимметрия расположения матери относительно детеныша у млекопитающих может возникать вследствие асимметрии зрительного восприятия детенышем матери.

Наблюдая за поведением сайгаков в природе, помимо материнско-детских контактов, мы регистрировали латерализацию в отношениях между двумя детенышами, а также между взрослыми особями. Оказалось, что предпочтение смотреть на особь своего вида левым глазом проявляется и в этих типах социальных взаимодействий. Играя друг с другом, детеныши одного возраста часто объединяются в пары. Мы обнаружили, что при приближении к другому детенышу сайгачата предпочитают смотреть на потенциального партнера по играм левым глазом.

Самцы сайгака («Природа» №12, 2015)

Наблюдения за молодыми самцами показали, что во время «тренировочных» турниров самцы предпочитают поворачивать голову таким образом, чтобы противник находился в поле зрения левого глаза. Так же самцы располагаются в пространстве во время погони за своим противником после турнира. Эти результаты демонстрируют, что зрительная латерализация, проявляющаяся в поведении детенышей при контактах с матерью, не специфическая особенность материнско-детских взаимоотношений. Предпочтение воспринимать информацию о себе подобных левым глазом (правым полушарием) детеныши проявляют по отношению к разным социальным объектам, и такую же латерализацию демонстрируют взрослые особи. Результаты нашей работы еще раз доказывают, что асимметрия мозга и поведения не уникальна для человека, это общая черта позвоночных животных [14].

Авторы благодарят сотрудников заказника «Степной» и его директора В. Г. Калмыкова, а также Л. А. Колпащикова («Объединенная дирекция заповедников Таймыра») за помощь в организации исследования.

Исследования, проведенные на северном олене, выполнены при поддержке Российского научного фонда (проект 14-14-00284), на сайгаке — при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 14-04-31390).

Литература
1. Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. Л., 1989.
2. Vallortigara G., Chiandetti C., Sovrano V. A. Brain asymmetry (animal) // WIREs Cogn. Sci. 2011. V. 2. P. 146–157.
3. Бианки В. Л. Асимметрия мозга животных. Л., 1985.
4. Nottebohm F., Stikes T. M., Leonard C. M. Central control of song in the canary, Serinus canarius // J. Comp. Neurol. 1976. V. 165. P. 457–486.
5. Rogers L. J., Anson J. M. Lateralization of function in the chicken forebrain // Pharmacol. Biochem. Behav. 1979. V. 10. P. 679–686.
6. Denenberg V. H. Hemispheric laterality in animals and the effects of early experience // Behav. Brain Sci. 1981. V. 4. P. 1–49. doi: 10.1017/S0140525X00007330.
7. MacNeilage P. F. Implications of primate functional asymmetries for the evolution of cerebral hemispheric specializations // Primate laterality: current behavioral evidence of primate asymmetries / Eds J. P. Ward, W. D. Hopkins. N.Y., 1993. P. 319–341.
8. MacNeilage P. F., Rogers L. J., Vallortigara G. Origins of the left and right brain // Sci. Amer. 2009. V. 301. P. 60–67.
9. Ströckens F., Güntürkün O., Ocklenburg S. Limb preferences in non-human vertebrates // Laterality. 2013. V. 18. P. 536–575. doi: 10.1080/1357650X.2012.723008.
10. Deng C., Rogers L. J. Prehatching visual experience and lateralisation in the visual Wulst of the chick // Behav. Brain Res. 2002. V. 134. P. 375–385.
11. Rogers L. J. Lateralization in vertebrates: its early evolution, general pattern and development // Advances in the study of behavior / Eds P. J. B. Slater, J. Rosenblatt, C. Snowdon, T. Roper. San Diego, 2002. P. 107–162.
12. Rogers L. J. Early experiential effects on laterality: research on chicks has relevance to other species // Laterality. 1997. V. 2. P. 199–219. doi: 10.1080/713754277.
13. Giljov A. N., Karenina K. A., Malashichev Y. B. An eye for a worm: Lateralisation of feeding behaviour in aquatic anamniotes // Laterality. 2009. V. 14. P. 273–286. doi: 10.1080/13576500802379665.
14. Vallortigara G., Rogers L. J. Survival with an asymmetrical brain: advantages and disadvantages of cerebral lateralization // Behav. Brain Sci. 2005. V. 28. P. 575–589. doi: 10.1017/S0140525X05370105.
15. Bisazza A., Brown C. Lateralization of cognitive functions in fish // Fish cognition and behavior / Eds C. Brown, K. Laland, J. Krause. Oxford, 2011. P. 298–324.
16. Brancucci A., Lucci G., Mazzatenta A., Tommasi L. Asymmetries of the human social brain in the visual, auditory and chemical modalities // Phil. Trans. R. Soc B: Biol. Sci. 2009. V. 364. P. 895–914. doi: 10.1098/rstb.2008.0279.
17. Rosa-Salva O., Regolin L., Mascalzoni E. et al. Cerebral and behavioural asymmetries in animal social recognition // Comp. Cogn. & Behav. Rev. 2012. V. 7. P. 110–138.
18. Austin N. P., Rogers L. J. Limb preferences and lateralization of aggression, reactivity and vigilance in feral horses, Equus caballus // Anim. Behav. 2012. V. 83. P. 239–247.
19. Harris L. J. Side biases for holding and carrying infants: reports from the past and possible lessons for today // Laterality. 2010. V. 15. P. 56–135.
20. Manning J. T., Heaton R., Chamberlain A. T. Left-side cradling: similarities and differences between apes and humans // J. Human Evol. 1994. V. 26. P. 77–83.
21. Sieratzki J. S., Woll B. Neuropsychological and neuropsychiatric perspectives on maternal cradling preferences // Epidem. Psichiatr. Soc. 2002. V. 11. P. 170–176.
22. Vervloed M. P., Hendriks A. W., Eijnde E. van den. The effects of mothers’ past infant-holding preferences on their adult children’s face processing lateralisation // Brain Cogn. 2011. V. 75. P. 248–254.
23. Каренина К. А., Гилёв А. Н. Мать и дитя: Поведенческая асимметрия в природе // Наука из первых рук. 2013. Т. 5/6. С. 110–123.
24. Каренина К. А., Гилёв А. Н., Малашичев Е. Б. Асимметрия пространственного взаиморасположения матери и детеныша у сайгака (Saiga tatarica) // Материалы 3-й научной конференции «Поведение и поведенческая экология млекопитающих». Черноголовка, 14–18 апреля 2014. М., 2014. С. 47.

elementy.ru

За что отвечают Левая и Правая сторона нашего тела

Многие восточные школы описывают различие между правой и левой сторонами, как разницу между женским и мужским

 

Эмоциональное здоровье

Мозг поделен на два полушария, левое и правое, которые оказывают совершенно различное влияние на организм человека.

Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят и быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая ее по частям, и только потом складывают полученные знания в целостную картину.

Люди с ведущим правым полушарием, как правило, визионеры, которые обрабатывают информацию интуитивно. Они сначала улавливают картину в целом и только потом вдаются в подробности. Кроме того, они более интровертны и чувствительны, особенно к свету, звуку и критике.

Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, которому легче научить. Правополушарные дети адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять ту или иную теорию. Из-за этого им часто ставится диагноз рассеянного внимания, или дефицита внимания. Однако такие дети просто усваивают материал иначе, и, когда получают такую возможность, никаких проблем с обучением не возникает.

Когда мозговой ствол переходит в спинной мозг - нервы у основания черепа, отходящие от двух полушарий, перекрещиваются. В результате правая сторона нашего тела связана с рациональной, логической частью, а левая сторона - с творческими качествами и чувствами. Впрочем, логические способности никак не связаны с тем, какая рука - левая или правая - доминирует. Это, по-видимому, практически не имеет значения. Есть немало артистов-левшей, но доля леворуких игроков в теннис также велика!

Левая и правая сторона тела

Многие восточные школы описывают различие между правой и левой сторонами, как разницу между женским и мужским, инь и ян. Речь идет не о поле, а о мужских и женских качествах, которыми все мы обладаем. Если применить этот принцип к языку мыслетела, то неизбежно обнаруживается связь между проблемами, которые происходят с одной стороной тела, и внутренним конфликтом, имеющим отношение к тому или иному аспекту соответствующего принципа.

За что отвечают Левая и Правая сторона нашего тела

Правая сторона тела как у мужчин, так и у женщин отражает мужской принцип. Она отвечает за способность давать, властвовать и самоутверждаться. Это авторитарная и интеллектуальная часть нашего существа, имеющая отношение к внешнему миру:

  • работе,
  • бизнесу,
  • конкуренции,
  • социальному положению,
  • политике и власти.

Как у мужчин, так и у женщин правая сторона тела представляет связь с внутренним мужским принципом.

Проблемы с правой стороной у мужчин могут означать конфликт, связанный с выражением мужских качеств, ответственностью за семью, трудностями конкуренции на работе, недостатком самоуважения или неопределенностью с сексуальной ориентацией. У женщин правая сторона отражает конфликт между материнством и карьерой, сложности с проявлением уверенности и напористости в должности, которую обычно занимают мужчины. Некоторым матерям приходится интенсивно развивать именно мужскую сторону, кормить семью и принимать решения, что также может привести к внутреннему конфликту.

Кроме того, правая сторона отражает отношения с мужчинами: с отцом, братом, любимым человеком, сыном, - и все конфликты, которые могут быть связаны с этими отношениями.

Примером этого служит судьба Элли, которая обратилась ко мне с жалобами на легкое онемение правой стороны тела, преследовавшее ее с подросткового возраста. В детстве она была настоящим сорванцом. В процессе беседы выяснилось, что онемение появилось вскоре после того, как отец выразил настоятельное желание, чтобы она стала истинной леди и выучилась на секретаря, тогда как единственное, чего хотелось Элли, - стать военным летчиком.

В результате ей пришлось отсечь свою напористость или, точнее, разорвать связь с этой своей частью, что и вызвало недомогание, а именно, онемение правой стороны. Чтобы исцелиться, Элли понадобилось простить отца за навязывание ей своей воли, полностью поверить в себя, чтобы последовать собственным желаниям, и вновь оживить в себе ту подавленную, непризнанную часть. Когда я видела ее последний раз, она училась на летчика, хотя и не на военного.

Левая сторона тела как у мужчин, так и у женщин отражает женский принцип. Она означает способность просить помощь, принимать, подчиняться, кормить и заботиться о других, проявлять творческие, художественные способности, слушать и доверять собственной мудрости. Эта сторона связана с домом и внутренним миром рефлексии и интуиции.

У мужчин проблемы с левой стороной отражают сложности с проявлением заботы и чуткости, умением плакать и показывать собственные чувства, обращаться к собственным творческим возможностям, интуиции и внутренней мудрости. Мальчикам с детства твердят, что храбрые мужчины не плачут, поэтому так много взрослых мужчин так и не находят соприкосновения со своей чувствительной, чуткой стороной.

У женщин левая сторона отражает проблемы с выражением ранимости, женственности, проявлением заботы и материнских чувств, конфликт между чуткостью и ответственностью.

Кроме того, левая сторона отражает отношения с женщинами: матерью, сестрой, любимым человеком, женой, дочерью, - и все конфликты, которые могут быть связаны с этими отношениями.

Вот что пишет специалист по лечебному массажу Дженни Бриттон:

«Дэвид пришел на массаж с жалобами на боль в пояснице с левой стороны. Когда я начала массировать ему спину, он принялся рассказывать мне, что совсем недавно отменил свадьбу, которая должна была состояться через два месяца. Уже был назначен день венчания, сшито платье, и они с невестой даже купили дом. Дэвид сказал, что был бы счастлив продолжать жить с ней, но она настаивала на венчании или полном разрыве. Дэвид решился на разрыв, и это было совсем непросто. Его спина - слева внизу, в зоне эмоциональной поддержки/отстаивания своих прав/связи с женщинами - была стянутой и напряженной. Он рассказал, что от жизни с матерью сразу же перешел к жизни с невестой, и только теперь понял, насколько ему необходимо встать на собственные ноги».опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Полушария мозга. Определение доминанты. Тесты.




  Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке — значит, у вас доминирует левое полушарие, преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.

Вращение только против часовой стрелки — значит у вас доминирует правое полушарие, и преобладает преимущественно правополушарная деятельность — эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону (см. указания ниже), или вы можете изменить направление силой мысли — это признак амбидекстрии (лат. ambi — двойной; dextrum — правый), то есть работы и правого и левого полушария мозга. Амбидекстры - это особая группа людей с выдающимися способностями. Достаточно сказать, что таких людей много среди сеидов - прямых потомков Пророка Мухаммада, среди левитов и коэнов, и других выдающихся людей. Например, Владимир Путин - амбидекстр.

● У некоторых такое переключение вращения силуэта в соответствующую сторону происходит при наклоне головы вправо или влево.
● У других - смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.
●  Или, вариант, перевод взгляда примерно на 15 град. влево-вниз - вращается влево. Перевод взгляда на 15 град. вправо-вниз - вращается вправо.
●  Можно также посмотреть на пятку девушки или на ее тень.

Сферы специализации левого полушария

Обработка вербальной информации: Левое полушарие мозга отвечает за ваши языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму.
Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
Аналитическое мышление: Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.
Буквальное понимание слов: Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.
Последовательностное мышление: Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием.
Логический, аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.
Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

Сферы специализации правого полушария

Обработка невербальной информации: Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
Параллельная обработка информации: В отличие от левого полушария, которое обрабатывает информацию только в четкой последовательности, правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.
Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.
Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.
Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.
Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..." также задает правое полушарие.
Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.
Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.
Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.
Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.
Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.
Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.


ТАБЛИЦА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ
1. Дискретное, аналитико-рассудочное. Речи (смыслового аспекта).  Высоких звуков. ВОСПРИЯТИЕ Целостное, эмоционально-чувственное. Музыки, а также шумов. Низких звуков.
2. Более медленная, в понятиях.  Словесно-знако-логически последовательная. ПЕРЕРАБОТКА
ИНФОРМАЦИИ
Более быстрая в образах. Мгновенно чувственный анализ сложных  сигналов, интуитивная ориентация  в окружающем мире.
3. Волнения. Чувство наслаждения, счастья, преимущественно внутреннего (импрессивного) плана. ЭМОЦИИ Страх, печаль, гнев, ярость другие отрицательные эмоции, преимущественно внешнего (экспрессивного) плана.
4. Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами. Чувство осознания и выделения себя из окружающей  среды ("Я"). СОЗНАНИЕ Центр бессознательных психических процессов индивидуальности. Чувство единения, общности с природой и  людьми ("Мы").
5. Центр языка и речи, знаковых систем, Смысловая сторона речи. Чтение и  счет, письмо, опора на согласные Дополнительно изученный язык РЕЧЬ Интонационная сторона, мимика жестикуляция при речи, опора на гласные Основной язык.
6. На цифры формулы слова. Произвольная. Последовательность событий и их вероятностные свойства. ПАМЯТЬ Зрительно наглядно образная, эмоциональная. Непроизвольная. Текущее реальное время,  информация о прошлом.
7. Скорее рациональное абстрактно логическое, программируемое. Индукция (выделение частного). Оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами. МЫШЛЕНИЕ Скорее эмоциональное наглядно  образное. Интуитивное спонтанное.  Дедукция (образование целого). Использование ощущений, догадок, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров
8. Вербальный, логический компонент, приверженность тории. ИНТЕЛЛЕКТ Невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике.
9. Большая двигательная активность. Ориентация во времени. Чувство тела. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Меньшая двигательная активность. Ориентация в пространстве, слежение за движущимися предметами, управление движениями.
10. Интровертированный ХАРАКТЕР Экстравертированный
11. Методы достижения цели ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ Цели - желания
12. Логическое
Последовательное
Линейное
Символическое
Основано на реальности
Вербальное
Дискретное
МОДЕЛЬ
СОЗНАНИЯ
(по Гриндеру)
Интуитивное
Хаотическое
Холистическое
Неабстрактное
Основано на фантазии
Невербальное
Вневременное

 

Тренировка полушарий мозга. Тесты

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого.

При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды соответственно левой руке, ноге.

Левое полушарие обслуживает правую сторону.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т.п. – "правополушарные" люди.

 Тест 1

Называть цвета, а не то что написано. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Для безопасности (от глюков у юзеров) – тест начинается и заканчивается 'правильными' комбинациями слово-цвет.

 

 

 

 

Оптические эффекты – светотени формируют трёхмерное изображение. На картинке или фотографии можно видеть лунный кратер, а повернув на 180 градусов – гору, и это не только иллюзия, а особенность зрения, визуальная привычка глаза к тому, что дневной свет солнца идёт сверху вниз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лунные кратеры (на фотографии слева) При повороте фото на 180 градусов (справа) - на картинке появляются "горы"

 Оптические иллюзии (обман зрения, глюки) – вращение картинки, мерцание и прочие зрительные илюзии. Если смотреть слишком долго, возникает эффект последействия (переведя взгляд в сторону, на белый фон, можно видеть эту же картинку). Медитация, глядя на свечу, действует похоже – в центральном поле зрения, в течение нескольких минут будет виден "отпечаток", оставшийся на сетчатке глаза и в зрительной коре головного мозга (сначала - напоминает желтое пламя на красном и синем эллипсе-фоне с зелёным ореолом и т.д.) В вечернее время и ночью, когда шишковидная железа (эпифиз, "третий глаз") наиболее активна, медитативные, в том числе и дыхательные практики работы с энергией (йога, цигун) – эффективны. В древности данная система служила в качестве своеобразного "прибора ночного видения" ("второе зрение") и для повышения чувствительности. 

Обычная, но регулярная (утром и днём) тренировка вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, потягивания вверх, стоя на носках и смотря ввысь) - развивает чувство равновесия и координацию движений, а так же укрепляет психику и стабилизирует определённые полевые структуры человека (устойчивость так называемого астрального тела и т.д.)

// в случае повышения артериального давления, появления головных болей и головокружения во время тренировки - временно сконцентрировать внимание на обеих точках E36 (цзу-сань-ли), или выполнить лёгкий точечный массаж, для выравнивания своей энергетики по меридианам. Вовремя заземляться - повседневными, домашними делами, физкультурой и спортом, прогулками на природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: смотреть на картинки «Оптические иллюзии» - не дольше 15 минут подряд, дабы не расшатать свою психику.

Тест 2

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Тест 3

Что вы видите? 
Если девушка у вас развито правое полушарие мозга. Если старуха левое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 4

Найдите мужскую голову на этой картинке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если Вы справились с задачей:
- менее чем за 3 секунды то ваше правое полушарие вашего мозга
развито лучше, чем у большинства людей
- в течение 1 минуты – это нормальный результат
- если в течение 1–3 мин. – ваше правое полушарие развито плохо,
вам нужно есть побольше мясного протеина.
- если поиск занял у вас больше 3-х минут – плоховато...

Тест 5

 Ниже представлена картинка, при рассмотрении которой, в зависимости от того, какое полушарие мозга у вас активно, объект будет двигаться в определенном направлении. В данном случае, вертеться вокруг своей оси либо по часовой стрелки, либо против. Итак... 

По часовой или против часовой стрелке

Если вы видите эту девушку, движущуюся по часовой стрелке, то у вас активно правое полушарие в данный момент. Если же она движется против часовой стрелки, то вы используете левое полушарие. Некоторые могут видеть ее движущейся в обоих направлениях.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попробуйте заставить ее двигаться в противоположном направлении, используя другое полушарие. Вы можете это сделать.

Эксперименты показали, что две разные области мозга отвечают за разные виды умственной деятельности. Ниже эти деятельности разбиты по полушариям.

Левое
Логические процессы
последовательные или следствия
Рациональные
аналитические
объективные
когда человек смотрит на отдельные части, а не на целое

Правое полушарие активно при работе с чем то
- выбранным наугад, случайным или беспорядочным
- интуитивным
- целостным
- синтезирующим
- субъективным
- рассматривает все в целом, а не отдельные части

Обычно люди используют только одно полушарие, свойственное их типу мышления. Но бывают индивидуалы, работающие с обоими полушариями.

Существуют школы отдающие предпочтение одному полушарию, а не другому. Так школы, развивающие левое полушарие концентрируют свое внимание на логическом мышлении, анализе и точности. В то время как школа правостороннего полушария фокусируется на эстетике, чувствах и творчестве.

 Посмотрите в сторону и вновь смотрите на девушку, через некоторое время она начнет двигаться в противоположном направлении. Так же некоторые люди открыли, что можно смотреть на ее ноги и она опять же сменит направление движения.

 

 

osoznanie.org

 

subscribe.ru

Левое полушарие мозга отвечает за что? Как развить левое полушарие мозга?

Пожалуй, самый удивительный орган человеческого тела – это мозг. Ученые еще досконально не изучили его, хотя шаги в этом направлении сделаны немалые. В данной статье будет рассказано о том, за что отвечает левое полушарие головного мозга и как его можно развить.

левое полушарие мозга отвечает за

Основная информация

В самом начале стоит сказать о том, что мозг человека состоит из двух полушарий – правого и левого. Эти части разделены корой головного мозга, однако обмен информацией происходит через так называемое мозолистое тело. Для наглядности работы обеих полушарий можно провести довольно-таки простую аналогию с компьютером. Так, в данном случае левая часть мозга отвечает за последовательное выполнение задач, т. е. является основным процессором. Правое же полушарие может выполнять несколько задач одновременно, и его можно сравнить с дополнительным процессором, который не является ведущим.

Работа полушарий

Если говорить кратко, то левое полушарие мозга отвечает за анализ и логику, в то время как правое полушарие – за образы, мечты, фантазии, интуицию. У каждого человека обе части данного органа должны функционировать равномерно, однако всегда одно из полушарий будет работать более активно, а другое – как вспомогательный элемент. Из этого можно сделать простой вывод, что у творческих личностей более развито правое полушарие мозга, в то время как у людей деловых – левое. Разберемся подробнее в том, какие функции выполняет левое полушарие мозга.

левое полушарие головного мозга

Вербальный аспект

Левое полушарие мозга отвечает за языковые и вербальные способности человека. Именно оно контролирует речь, а также проявляется способностью к письму и чтению. Рассматривая работу мозга в данном ключе, стоит также уточнить, что это полушарие воспринимает все слова буквально.

Мышление

Как уже было выше сказано, левое полушарие мозга отвечает за анализ фактов, а также их логическую обработку. В данном случае обрабатывается именно полученная информация. Эмоции и оценочные суждения тут в работу не вступают. Также хочется сказать о том, что левое полушарие обрабатывает всю информацию последовательно, выполняя поставленные задачи одну за другой, а не параллельно, как это может «делать» правое полушарие.

Контроль

Обязательно стоит сказать также о том, что левое полушарие мозга отвечает за деятельность и работу правой стороны тела человека. То есть если кто-то поднял правую руку или ногу, это будет означать, что команду послало именно левое полушарие мозга.

Математика

За что еще отвечает левое полушарие головного мозга? Именно оно задействуется в том случае, если нужно решать определенные математические задачи. Интересный факт: различные символы и числа распознает также именно эта часть мозга.

как развить левое полушарие мозга

О людях

Что можно в общем сказать о людях, у которых более активно и развито именно левое полушарие мозга? Так, подобные личности организованы, они любят порядок, всегда соблюдают все сроки и графики. Они легко воспринимают информацию на слух и почти всегда приходят к своей цели, так как их поступки подчинены здравому смыслу, а не порывам души. Однако нельзя о таких личностях сказать, что им чуждо искусство. Вовсе нет, однако в творческой деятельности эти люди выберут то, что имеет форму и смысл, отказываясь от абстракции и недосказанности.

О развитии

Нередко людей интересует вопрос, как развить левое полушарие мозга. Стоит сказать о том, что сделать это возможно. Достаточно просто периодически тренировать свой «компьютер». Так, для этого могут быть полезными следующие упражнения:

  1. Физические нагрузки на организм тесно связаны с работой мозга. Если больше времени уделять развитию правой половины тела, соответственно, более активно будет работать левое полушарие мозга.
  2. Так как левое полушарие мозга отвечает за логику и решение математических задач, нужно больше времени уделять именно этому занятию. Начинать нужно с более простых математических упражнений, постепенно повышая планку. Активность данного полушария, несомненно, приведет к его дальнейшему развитию.
  3. Довольно-таки простой совет, как развить левое полушарие мозга, заключается в необходимости разгадывать кроссворды. В таком случае человек чаще всего действует аналитически. А это приводит к активизации именно левой половины мозга.
  4. Ну и, конечно же, можно подобрать специализированные, разработанные психологами тесты, которые помогают активизировать и развить желаемое полушарие мозга человека.

левое полушарие мозга болит

Слаженная работа

Следует упомянуть и о том, что оба полушария мозга нужно развивать одновременно. Ведь только разносторонне развитый человек является талантливым, более конкурентоспособным на рынке труда и уникальным по своим возможностям. Более того, существуют люди, которых называют амбидекстры. Оба полушария мозга у них развиты одинаково. Они могут все действия выполнять в равной степени хорошо как правой, так и левой рукой. У таких людей нет выраженного, ведущего полушария, в работу задействованы обе части мозга в равной степени. Достичь такого состояния можно упорным трудом и тренировками.

как отключить левое полушарие мозга

Причина болей

Бывает так, что у человека левое полушарие мозга болит. Почему так происходит? Наиболее распространенная причина – это мигрень. В таком случае болевые ощущения локализируются именно в левой части головы. Длительность данного состояния также бывает разной – от нескольких часов до пары суток. Среди основных причин возникновения данного состояния ученые выделяют следующие:

  1. Физическая усталость.
  2. Стрессы.
  3. Жара и обезвоживание организма.
  4. Натяжение серповидной перегородки головного мозга.
  5. Заболевания тройничного нерва, его воспаления.
  6. Бессонница.

Однако если у человека периодически болит левое полушарие головного мозга, все-таки стоит обратиться за врачебной консультацией. Ведь далеко не всегда этот симптом является безобидным. Нередко головные боли в определенной части головы свидетельствуют об опухолях, тромбозе или иных тяжелых проблемах, которые могут угрожать не только здоровью, но и жизни пациента.

почему болит левое полушарие мозга

Геморрагический инсульт

Геморрагический инсульт – это внутримозговое кровоизлияние. Что же в таком случае происходит с человеком? К каким последствиям может привести кровоизлияние в левое полушарие мозга?

  1. Нарушения двигательной активности. Если кровоизлияние произошло в левой части мозга, пострадает, в первую очередь правая сторона тела пациента. Могут возникнуть трудности при ходьбе, координации. Односторонние нарушения движения в медицине называют гемипарезом.
  2. Нарушение речи. Как уже было выше сказано, именно левое полушарие мозга отвечает за восприятие символов и чисел, а также за чтение и письмо. Когда же происходит кровоизлияние именно в эту часть мозга, человек с трудом начинает не только говорить, но и воспринимать слова окружающих. Также возникают проблемы с письмом и чтением.
  3. Переработка информации. В случае кровоизлияния в левую часть головы человек перестает логически мыслить, обрабатывать информацию. Понимание становится заторможенным.
  4. Иные симптомы, не связанные с деятельностью именно левого полушария. Это могут быть болевые ощущения, психологические нарушения (раздражительность, депрессия, колебание настроения), проблемы с дефекацией и мочеиспусканием.

Инвалидизация после кровоизлияния высока и составляет примерно 75% всех случаев. Если же вовремя не определиться с причиной данной проблемы, возможно повторное кровоизлияние, которое может привести даже к смерти больного.

Отключение левого полушария

Иногда люди интересуются, как отключить левое полушарие мозга, можно ли это вообще сделать? Ответ прост: можно. Более того, каждый человек делает это ежедневно, ложась спать. Во время сна активизируется именно правое полушарие, а левое затухает. Если же говорить о периоде бодрствования, то левое полушарие всегда находится в работе и помогает людям логически мыслить и анализировать полученную информацию. Стоит сказать о том, что полностью отключить работу левого полушария во время его активной деятельности нельзя (без вмешательства специальных инструментов и специалистов-психиатров). Да и делать этого вообще не нужно. Лучше всего установить баланс между правым и левым полушарием, что и сделает жизнь отдельного человека качественнее и лучше.

болит левое полушарие головного мозга

Простые упражнения

Разобравшись, почему болит левое полушарие мозга и за что оно отвечает, нужно привести пример нескольких простых упражнений, которые помогут тренировать мозг человека равномерно.

  1. Нужно удобно сесть и сосредоточиться на одной точке. Через минуту следует попробовать рассмотреть те предметы, которые расположены слева от выбранной цели. Периферическим зрением нужно рассмотреть как можно больше деталей. Далее следует изучить предметы, расположенные справа. Если хочется тренировать только левую сторону мозга, нужно рассматривать предметы, которые находятся по правую руку от выбранной точки.
  2. Чтобы активизировать оба полушария, нужно попеременно правым и левым коленом касаться противоположного локтя. Если же выполнять упражнение медленно, так можно тренировать еще и вестибулярный аппарат.
  3. Чтобы активизировать обе части мозга, нужно просто помассировать свои уши. Делать это нужно сверху вниз. Проделывать манипуляции необходимо примерно 5 раз. Если же вы хотите тренировать только левое полушарие, массировать следует правое ушко.

fb.ru

Определите, какое полушарие мозга у вас доминирует

Ни для кого не секрет, что наш мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Каждое из них отвечает за определенные виды умственной деятельности, а также контролирует одну из сторон тела. Так, правое полушарие отвечает за левую сторону нашего тела, а левое, соответственно, — за правую.

Чаще всего одно из полушарий является доминирующим, что проявляется и выражается в наших индивидуальных качествах. Существует немало тестов, чтобы узнать, работа какого из полушарий преобладает. Узнайте, какое именно доминирует у вас.

Итак, вот несколько простых тестов:

1. ЧТО ВЫ ВИДИТЕ НА РИСУНКЕ?

Если девушку — у вас больше развито правое полушарие, если старуху — левое.

2. В КАКУЮ СТОРОНУ ЕДЕТ ПОЕЗД?

Если влево — у вас развито правое полушарие.
Если вправо, то, соответственно, — левое.

3. САМЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕСТ: В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ВРАЩАЕТСЯ ДЕВУШКА?

image

Если девушка движется по часовой стрелке, то в данный момент у вас активно правое полушарие. Если же она движется против часовой стрелки, то — левое полушарие. Кстати, некоторые могут увидеть, как она двигается в обоих направлениях.
И вы точно так же можете это сделать. Нужно только немного постараться. Например, посмотрите в сторону, а затем снова на девушку, или посмотрите на ее ступни. Это может помочь сменить направление ее движения в вашем восприятии, что будет хорошим тренингом для мозга.

Или вот еще один похожий тест: В КАКУЮ СТОРОНУ ВРАЩАЕТСЯ КОТ

image

Теперь давайте разберемся, за что отвечает каждое полушарие:

Правое полушарие обрабатывает информацию, которая выражается в символах и образах. Люди с доминирующим правым полушарием склонны больше мечтать и фантазировать. Оно отвечает за способности человека к чему-то творческому: например, изобразительному искусству или музыке. Правое полушарие воспринимает проблему в целом, без какого бы то ни было анализа.

Левое полушарие мозга отвечает за наши языковые способности. Оно контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Если преобладает работа левого полушария, то человек действует последовательно, логически, выстраивая алгоритмы, цепочки. Он опирается на факты, имена и даты. То есть, левое полушарие отвечает за логику и анализ.
Левое полушарие — это решение математических задач, распознавание чисел и символов.

Таким образом, люди с доминирующим левым полушарием по большей части — это люди науки, а с правым — люди искусства.

09.03.15 - 1

А вообще, человеческий мозг обладает огромными возможностями. Его можно тренировать и заставлять работать иначе. Иногда мы даже не подозреваем, какие чудеса он может делать без особых на то усилий. В подтверждение тому посмотрите на эти рисунки и прочтите, что там написано.

09.03.15 - 1

Удивительно, не правда ли? А все потому, что мы читаем не отдельно каждую букву, а все слово целиком. Поэтому если переставить буквы местами в словах, это нам не помешает понять смысл прочитанного.

И еще!

09.03.15 - 1
09.03.15 - 1

Вот такими уникальными возможностями обладает наш мозг!

www.joinus.pro

За что отвечает левое полушарие мозга? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Американские нейрохирурги Джозеф Боген и Филип Фогель, а также нейропсихолог Роджер Сперри в середине ХХ века установили, что правое и левое полушария мозга выполняют разные познавательные функции. Однако результаты их исследования многими были неправильно поняты, из-за чего возникло убеждение, что у всех людей преобладает одно из полушарий мозга: правое отвечает а логику и рассудительность, а левое — за образное мышление и творческие способности.

На самом деле все люди в одинаковой степени используют как правое, так и левое полушарие головного мозга. Каждое из них обеспечивает разные принципы восприятия действительности, организации речи и распознавания цвета.

Восприятие действительности

Левое полушарие обеспечивает восприятие действительности последовательно, поэтапно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком. Оно отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении, что дает возможность запоминать отдельные факты, имена, даты и их написание. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Организация речи

Левое полушарие мозга обеспечивает общие способности к речи, анализу, детализированию и абстракции. Оно отвечает за грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов. Это полушарие воспринимает только буквальный смысл слов, поэтому воспроизводит точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

Цвет

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке названий, созданных на основе сравнения с предметами. Это такие названия цветов, как терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. п.

Как работает левое полушарие мозга у левшей?

По подсчетам социологов, от 5 до 15% жителей Земли — левши. Ученые установили, что использование ими левой руки в качестве ведущей связано с особенностью функционирования их мозга. Считается, что левое полушарие мозга этих людей отвечает за те задачи, с которыми справляется правое у правшей, и наоборот. Это так, но лишь отчасти. Например, локализация общих речевых функций в левом полушарии свойственна 95% правшей, а функционирование их в правом у левшей наблюдается только в 30% случаях.

Скорее, особенность функционирования полушарий мозга левшей отражает специфику их взаимодействия. Например, при движении ведущей рукой мозг правшей активизируется локально в левом полушарии, тогда как у левшей — в обоих. В состоянии спокойного бодрствования полушария мозга у правшей работают более синхронно, чем у левшей. А вот при переходе от бодрствования ко сну картина меняется: у правшей нарушается синхронность в работе полушарий, а у левшей она изменяется незначительно.

aif.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о