Содержание

За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга

Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом — мышление.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).

В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.

Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое
полушарие
Правое
полушарие
Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все
факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов: 

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также
распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые
необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом
работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете
правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого
полушария.

Основной сферой специализации правого полушария
является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за
выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается
не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие
отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в
целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности
и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят
от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает
левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого
полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим
или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на
хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать
этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает
нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем
сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…»
также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие
отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не
являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними
более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает
правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого
процесса.

Мистика: За мистику и
религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной
информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать
совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете
левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого
полушария.

Схематично это можно представить следующим образом:

Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один
вариантов вращающейся картинки.

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с
двойным вращением.

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

— сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте,
большой палец какой руки оказался сверху.

—  похлопайте в ладоши, отметьте какая
рука сверху.

—  скрестите руки на груди, отметьте
какое предплечье сверху.

—  определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает
создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно
быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не
выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них
не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие
люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над
совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.

А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для
этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего
детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития
мозга — это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства. 

1. «Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за
противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Я
пробовала, в детстве получалось лучше.

2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки , буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

3. «Колечко». Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в
которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь
тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно. 

Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое
программирование, сокращённо НЛП. Мне понравилась одна из техника НЛП, которая
называется «Скорая помощь». 

Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает
внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при
этом интересно.

Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти
всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается,
а нижняя обозначает движение руками. Л — левая рука поднимается в левую
сторону, П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются
вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать
одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к
последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л 

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми
написаны слова.

Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на
благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте
разницу между собой прежним и собой натренированным!

В завершение этой темы, хочу продемонстрировать еще одну уникальную
возможность Вашего мозга — прочтите текст с картинки:

www.vedamost.info

Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

5.00 avg. rating (94% score) — 1 vote

Дорогие читатели! Предлагаю вам любопытную и очень полезную статью Михаила Федотова о том, как влияет на развитие мышения, на развитие способностей тот факт, какая рука у нас ведущая.

 

Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

Альберт Эйнштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Лев Толстой, Пабло Пикассо, моя любимая актриса Мэрилин Монро – все они были левшами.

Кто же они, эти гениальные левши? Есть теория, что каждый левша – только один из родившихся близнецов и разделение произошло ещё на клеточном уровне! Не зря в парах родившихся близнецов один из них всегда правша, а второй – левша.

Я должен признаться, что страшно завидую левшам. Они запоминающиеся, они талантливые  и всегда непредсказуемые! И я был счастлив, когда узнал, что «левшество» и «правшество» могут быть абсолютными, но могут быть и частичными, а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту. Это значит, что каждый из нас может быть «немножечко» левшой, остаётся выяснить степень нашей левизны. Для этого придётся провести внутрисемейное исследование. Известно, что если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребёнка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, вероятность того, что и ребёнок родится левшой, достигает 46%.

НУ И ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С ТЕМ ФАКТОМ, ЧТО МОЙ РЕБЁНОК ПРАВША ИЛИ ЛЕВША?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним об особенностях головного мозга. В норме у человека существует функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Они отличаются и по функциям, и даже по своему строению. Правое полушарие командует левой половиной тела и оперирует образами, заведует ориентацией в пространстве, различает музыкальные тона и мелодии, продуцирует сновидения. Левое полушарие командует правой половиной и оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов. Можно сказать, что правое полушарие образное, чувственное, более того, «художественное», а левое – логическое, аналитическое.

Не секрет, что современный мир ориентирован на правшей, и часть левшей насильно переучена (это отдельная проблема). Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, – примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета, слуховое восприятие музыки, интонаций, тембра голоса, пения птиц, криков животных, плеска воды, оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве. У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) – всё наоборот.

У большинства людей в результате определённой системы учёбы, тренировки, образа жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Потому что мы развиваем только сильное полушарие! Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности, не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным.

Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. ПАРАДОКС: от распространённого сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения — страдают и правши. У них мало используется ПРАВАЯ половина мозга.

Попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит, она незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и «наоборот»: если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для ещё более совершенной работы правой руки.

Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость».

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.

Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.

Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1-2 мм длиннее пальцев на другой руке.

Возьмите карандаш. «Прицельтесь», выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот.

Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.

Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, на обеих стенах которого висят зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности, как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге.

Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела.

 

ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕРИ

В возрасте до трёх лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребёнок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и само исследование малонадежно.

И есть еще одно «но» (окончательно всё запутывающее). Большинство авторов всё-таки считают, что в шесть с половиной—семь лет обычный ребёнок делает выбор руки. Такой выбор обязателен, и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (обычно около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но вот когда выбор будет совершён, мы советуем снова усиленно заниматься симметричностью движений.

А к чему нам нужно стремиться? Встречаются люди, у которых абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга. Для этого нужно много заниматься теми видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребёнка есть возможность много бегать и плавать). Мы твёрдо уверены: учить на две руки — значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений.  Для спортсменов это особенно важно! Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста — создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются). Кстати, на Западе принято обучать детей письму как правой, так и левой рукой.

 

ЧЕМ ВРЕДНА ПЕРЕУЧЕННОСТЬ?

Обычно мы имеем переученного левшу. Переучивание правшей в левшу производилось в виде эксперимента при помощи магнитного поля в университете в Калифорнии, но это удалось всего на один час. А левшей переучивали в приказном порядке и в детских садах, и в младших классах школ. И вот результат: движения человека начинают контролироваться более слабым полушарием мозга, поскольку так этого человека переучили. Максимально реализоваться (я сравниваю каждого только с его собственным потенциалом) такой человек не сможет! Более того, в моменты наивысшего напряжения — например,  на соревнованиях — доминантное полушарие (не наученное) берёт на себя ответственность за движения, и спортсмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даёшься.

К счастью, это «переучивание» касается только самых явно выраженных левшей. Но есть ещё 48-50% людей, которые являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причём более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке – правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки «рукости» могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «позу Наполеона».

Есть ещё много других смешанных типов доминантности полушарий мозга. И каждый из них имеет свои особенности поведения, особенности мышления, и их нужно учитывать родителям и тренерам, чтобы не ломать ребёнка неоправданными требованиями.

Например, даже взрослый, если переложить ему телефонную трубку от правого к левому уху, может перестать понимать, что ему говорят, потому что он начинает воспринимать информацию другой половиной мозга. И в такой ситуации и от ребёнка, и от взрослого бессмысленно что-то требовать. Он не «не хочет», он не может. Вот такие ситуации нужно учитывать в смешанных типах «правшей-левшей».

Если ребёнок берёт ракетку в правую руку, это ещё не значит, что его можно воспитывать как правшу. Он может быть правшой только на руку, а по типу функционирования мозга являться типичным левшой. И если у таких детей можно ненавязчиво развивать левую руку, то это достаточно выигрышное и благодарное занятие. И наоборот, если насильно развивать у ярко выраженного правши левую руку, то это будет такой же стресс, как у левшей, когда их переучивают на правую руку. А если не насильно? Очень интересно, что проведено много исследований на правшах, которые ломали ведущую руку. При этом не только слабая левая рука быстро начинала учиться и выполнять сложные функции, но и в «командном пункте», в правом полушарии, менялось количество серого и белого вещества.

Учите ребёнка на две руки!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Подобные записи

5.00 avg. rating (94% score) — 1 vote

blog.danilova.ru

За что отвечают левое и правое полушарие нашего мозга

Экология жизни: Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом — мышление.

Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом — мышление.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).

В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала, попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.

Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом, подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга



Левое полушарие


Правое полушарие

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.


Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.


Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.


Буквальное понимание слов: 

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.


Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.


Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.


Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.


Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.


Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.


Пространственная ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.


Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.


Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого процесса.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.


Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.


Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого полушария.

Схематично это можно представить следующим образом:

Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один вариантов вращающейся картинки.

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с двойным вращением.

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

  • сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.
  • похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.
  • скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.
  • определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них — увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.

 

Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий — с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой.

Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария мозга. 

1. Подготовка к упражнению.

Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.

Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше)  Сконцентрируйтесь на своем мозге.

Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым — в правое. Затем,  обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым телом.

Это Вам будет интересно:

Факты о психологических особенностях человека, которые Вас удивят

Как молитва меняет кровь

2. Выполнение упражнения.

Медленно вдыхаем, наполняемся воздухом и задерживаем дыхание ненадолго. Во время выдоха направляем поток нашего сознания, как прожектор, на левое полушарие и «смотрим» на эту часть мозга. Затем снова делаем вдох, задерживаем дыхание и на выдохе направляем прожектор на правое полушарие головного мозга.

Представляем себе: слева — четкое логическое мышление; справа — мечта, интуиция, вдохновение.

Слева: вдох, пауза, выдох связан с проекцией числа. Справа: вдох, пауза, выдох связан с проекцией буквы. Т.е. слева: число «1» число «2» число «3» и т.д. Справа: буква «А» буква «Б» буква «В» и т.д.

Эту комбинацию чисел и букв продолжаем до тех пор, пока она вызывает приятные ощущения. Буквы и числа можно поменять местами, или заменить их чем-то другим — например, лето — зима, белый — черный.опубликовано econet.ru

econet.ru

За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга

Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом — мышление.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).
В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.
Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое
полушарие
Правое
полушарие
Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций.
Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все
факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также
распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые
необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом
работы левого полушария.
Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете
правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого
полушария.

Основной сферой специализации правого полушария
является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за
выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается
не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие
отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в
целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности
и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят
от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает
левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого
полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим
или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на
хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать
этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает
нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем
сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…»
также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие
отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не
являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними
более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает
правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого
процесса.

Мистика: За мистику и
религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной
информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать
совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете
левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого
полушария.

Схематично это можно представить следующим образом:

Это, конечно, шуточный тест, но он имеет долю правды. Вот еще один
вариантов вращающейся картинки.
После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с
двойным вращением.

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

— сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте,
большой палец какой руки оказался сверху.

— похлопайте в ладоши, отметьте какая
рука сверху.

— скрестите руки на груди, отметьте
какое предплечье сверху.

— определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает
создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно
быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не
выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них
не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие
люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над
совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.

А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для
этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего
детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития
мозга — это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.

1. «Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за
противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Я
пробовала, в детстве получалось лучше.

2. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки , буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

3. «Колечко». Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в
которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь
тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое
программирование, сокращённо НЛП. Мне понравилась одна из техника НЛП, которая
называется «Скорая помощь».

Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает
внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при
этом интересно.

Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти
всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается,
а нижняя обозначает движение руками. Л — левая рука поднимается в левую
сторону, П — правая рука поднимается в правую сторону, В — обе руки поднимаются
вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать
одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к
последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми
написаны слова.

Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на
благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте
разницу между собой прежним и собой натренированным!

В завершение этой темы, хочу продемонстрировать еще одну уникальную
возможность Вашего мозга — прочтите текст с картинки:

http://www.vedamost.info/2013/07/blog-post_4752.html

ru-dark-triad.livejournal.com

За что отвечают правое полушарие мозга — Области головного мозга

Полушария головного мозга

Головной мозг управляет всей деятельностью центральной нервной системы. До сих он слабо изучен и таит в себе множество загадок для ученых. Многие из нас еще со школьного курса биологии знают, что наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Далее мы рассмотрим, за что именно они отвечают, и более подробно остановимся на правом полушарии мозга.

Начнем с рассмотрения того, за что отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга отвечает за то, что связано с логикой. Его деятельность связана с вербальной коммуникацией, с памятью, с оперированием числами, фактами, с абстрактным мышлением. При обработке опыта оно проводит анализ, классификацию, систематизацию происшедшего и на основе этого делает общий вывод. Левая часть мозга хороший помощник там, где требуется аналитическое мышление, нужно установить причину события и его следствие. Она позволяет заниматься деятельностью по этапам, постепенно переходя от одного пункта плана к другому. За счет нее мы воспринимаем смысл сказанного буквально. Люди с развитым левым полушарием имеют хорошие способности к языкам и обычно знают несколько иностранных языков. Левому полушарию подчиняется правая половина тела.

к содержанию ^

Функции правого полушария

Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.

  1. обработка невербальной информации. Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
  2. способности к искусству. Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реагировать на шедевры других людей, но и создавать свои собственные;
  3. ориентация в пространстве. Правое полушарие головного мозга помогает нам определить свое местоположение относительно других объектов, а также расстояние до этих объектов. Все это помогает нам не заблудиться в незнакомом городе, добраться до места назначения;
  4. восприятие метафор. За счет работы правой части мозга мы способны понимать иносказательный смысл слов, что помогает нам во взаимодействии с окружающими людьми. Благодаря ей, мы улавливаем смысл устойчивых выражений, пословиц и поговорок. Сюда же относится чувство юмора, способность посмеяться над шуткой;
  5. воображение. Правая часть мозга позволяет нам придумывать свои собственные истории. Мы можем создавать самые невероятные сплетения сюжета и мысленные образы, которые далеки от нашего реального опыта. Один из примеров такой генерации образов – это сновидения. Еще один пример: мечты и фантазии;
  6. эмоции. Эмоции тесно связаны с правым полушарием. За счет его работы мы можем эмоционально воспринимать происходящие события, распознавать эмоциональные сигналы от других людей. Мы можем понимать скрытые причины поступков других людей, что помогает при установлении контактов и защищает от возможных опасностей, т.к. дает почувствовать обман;
  7. одновременная обработка множества блоков информации. Правое полушарие работает одновременно с большим количеством информации. Оно воспринимает информацию как целое. Такое комплексное восприятие позволяет эффективно решать задачи. Это можно сравнить с увиденным планом города в целом, а не с переходом от дома к дому. При таком способе обработки решение задачи может выглядеть как интуитивное озарение;
  8. распознавание лиц. Работа правой части мозга позволяет нам распознавать лица, узнавать наших знакомых;
  9. правому полушарию подчиняется левая половина тела.

Принцип того, как работают полушария мозга, особенно заметен при наблюдении за человеком, которому удалили одно из них. Люди, у которых удалена правая половина мозга, с трудом ориентируются даже на небольшом пятачке, им требуется помощь, чтобы добраться до места назначения. Такой человек воспринимает все сказанное буквально, т.к. не может воспринять иносказательный смысл слов. Он не реагирует на эмоции других людей и сам выглядит неэмоциональным. Он не может наслаждаться музыкальными произведениями. Однако, восстановительные способности нашего организма таковы, что впоследствии оставшаяся половина берет на себя часть функций удаленной. Особенно это касается тех случаев, когда операция была проведена в детском возрасте.

к содержанию ^

Какая половина доминирует?

Какое из двух полушарий является ведущим? Раньше ученые считали, что левое. Однако сейчас известно, что левое и правое полушарие нашего головного мозга работают в содружестве, а доминирование одного из них связано с природой конкретного человека. Вам, наверное, интересно, какое полушарие у вас доминирует. Для определения этого вы можете пройти специальные тесты. Также вы можете проанализировать, какие виды деятельности вам удаются лучше, к чему вы проявляете способности. Для того, чтобы полушария мозга работали гармонично, полезно выполнять специальные упражнения, повышающие потенциал более слабого из них.

В детские годы у нас более активна правая часть мозга. Мы воспринимаем мир с помощью образов. Однако вся наша система образования и стиль нашей жизни развивают функции левой. Таким образом, правое полушарие часто неактивно, его функции не получают должного развития и постепенно оно теряет свой потенциал. Такой перекос в дальнейшем негативно сказывается на нашей жизни.

Способность достигать больших успехов благодаря гармоничной работе полушарий показывают нам примеры гениальных людей. Например, Леонардо да Винчи отлично владел двумя руками. Известно, что он был не только прекрасным художником и скульптором, но и ученым. Работа полушарий его мозга была гармонична. Их развитие было равномерным, благодаря чему он смог создать такие открытия и изобретения, которые меняют жизнь не только конкретного человека, но и общества в целом.

к содержанию ^

Что нам даст развитие правого полушария

Делая общий вывод, отметим, что деятельность левой части мозга связана с обработкой предыдущего опыта и генерацией решений, основанных на нем. Однако все мы знаем, что невозможно составить что-то новое, руководствуясь только прежним опытом. Правая половина мозга выходит за рамки опыта, создает то, чего не было. Она дает нам целостное восприятие информации, а не увязание в деталях. Комплексный взгляд на проблему позволяет создать решение, которое было бы невозможно, если бы мы сконцентрировались только на ее части.

Конечно же, благодаря развитию правого полушария вы далеко продвинетесь в сфере коммуникации, будете лучше понимать желания и мотивы других людей. Это улучшит ваши отношения в семье и на работе. Вы сможете легко устанавливать контакты с людьми, обращаться к внутреннему миру человека.

Деятельность правого полушария позволяет эффективно решать возникающие проблемы в личной и профессиональной жизни, найти свое место в изменяющемся мире.

Благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь становится гармоничной.

Загрузка…

mozgmed.ru

Если нарушить связи левого и правого полушарий мозга, человек не будет понимать того, что он видит или слышит.

Что дает синхронизация мозга?

• образование новых нейронных связей,
• повышенную концентрацию и внимание,
• нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
• остановку внутреннего диалога (схоже с медитацией),
• повышение интеллектуального уровня,
• успехи в учебе, самообразовании,
• продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
• поддержание молодости и ясности ума многие годы,
• профилактика многих заболеваний головного мозга.

Ментальные Законы: попытавшись нарушить законы природы, вы будете пойманы каждый раз без исключения.

Скачать свободно журнал о Ментальных Законах с Яндекс-диска

.exe https://yadi.sk/d/h8sPnbNDi-fN…

.html. .zip https://yadi.sk/d/lttDkagp2Nki…

.pdf https://yadi.sk/i/UnqVQ9WF3T6v…

Синхронизация полушарий головного мозга при помощи упражнений

Головной мозг человека принято сравнивать с компьютером. Он выполняет множество функций и обладает большими возможностями. Но люди используют его ресурсы лишь частично.

За что отвечает левое и правое полушарие мозга

Вы прекрасно знаете, что наш мозг состоит из двух полушарий — правого и левого — каждый из которых имеет свои функциональные особенности:

> Левая сторона отвечает за логическое мышление, анализ, рациональность, речь и языковые способности.
> Сферы специализации правой стороны головного мозга — творчество, генерирование идей, воображение, нестандартные решения, интуиция, эмоции.

Как правило, у одних людей лучше развито левое полушарие, у других — правое.

Выигрывают же те, у кого их работа синхронизирована.

Ведь часто встречаются люди с хорошим аналитическим умом, но без единой собственной идеи. А есть креативные личности, переполненные интересными и творческими идеями, ни одна из которых не реализовалась в жизнь. Поэтому так важно развивать гармоничную работу головного мозга, а не зацикливаться на одной из его половинок.

В 1981 году американский нейропсихолог, профессор психобиологии Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за исследования в области межполушарной специализации мозга. Благодаря его работам ученые пришли к выводам, что когда человек в своем обучении задействует технологии по гармонизации его левой и правой части, то увеличивается продуктивность и результативность самообразования.

Что еще дает синхронизация мозга?

• образование новых нейронных связей,
• повышенную концентрацию и внимание,
• нахождение в сознании «Здесь и Сейчас»,
• остановку внутреннего диалога (схоже с медитацией),
• повышение интеллектуального уровня,
• успехи в учебе, самообразовании,
• продвижение по карьерной лестнице, реализация себя,
• поддержание молодости и ясности ума многие годы,
• профилактика многих заболеваний головного мозга.

Также замечено, что люди с развитой мозговой деятельностью редко болеют и быстро восстанавливаются. А упражнения по синхронизации полушарий положительно сказываются на двигательных способностях человека.

Заманчиво? Тогда начинаем переходить к способам тренировки и изменения работы мозга.

Как развить полушария мозга. Синхронизация полушарий

Очень важным органом, отвечающим за мышление человека, является шишковидная железа — эпифиз. Она расположена между полушариями, несет ответственность за работу всей эндокринной системы и выработку мелатонина (гормона молодости).

Во многих эзотерических учениях ее активизации придается очень большое значение. Так в даосизме (китайском традиционном учении) существуют такие понимания как «центр мозга», его «взращивание», «оперирование» им, что сводиться к элементарным понятиям концентрации. Сколько бы не шла речь о сосредоточенности и фокусировке, если сознание не синхронизировано, человек не будет владеть ими в полной мере. Он может лишь обладать наблюдением, связанным с работой того или иного отдела мозга.

Чтобы привести к гармонии работу обеих его частей, следует выполнять определенные упражнения, разработанные психофизиологами. Главным инструментом здесь играют руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Упражнения для синхронизирования полушарий мозга

Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому не торопитесь. Когда начнет получаться — ускоряйте темп. Делать их надо ежедневно. Количество повторений каждого упражнения минимум 30 раз.

«Кулак-ладонь». Поставьте руки перед собой: левая сжата в кулак, ладонь правой смотрит вниз и расположена на уровне противоположного запястья. Теперь одновременно меняем их положение. Сверху всегда должен быть кулак, снизу-ладошка.

«Ухо-нос». Пальцами правой руки возьмитесь за кончик носа, а левой — за правое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и теперь возьмитесь левой рукой за нос, правой — за ухо.

«Капитан». Одну руку ставим «козырьком» около лба, следите чтобы большой палец был спрятан, а не торчал в сторону. Пальцы на другой сложите в знак «класс». Как и в предыдущих упражнениях надо одновременно менять положение рук.

Для усложнения можно добавить хлопок перед сменой рук.

«Победитель». Пальцы на правой руке показывают знак «мир», на левой — «ок». Ваша задача заключается синхронно менять положение пальцев.

«Колечко». Соедините кончик большого пальца правой руки с кончиком указательного левой. То же самое с большим пальцем левой руки с указательным правой. Таким образом образуется «кольцо».

Большие пальцы — ведущие. Нижние пальцы отсоедините друг от друга, сделайте переворот вверх и снова их соедините. Повторите несколько раз.

Когда упражнение начинает получаться, усложняем его: большой палец правой руки уже касается не указательного, а среднего левой руки; большой палец левой руки — среднего пальца правой руки… и т.д. Доходим до мизинцев и обратно.

Полная версия видеоупражнений.

https://www.youtube.com/watch?…

Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга

Как тренировать мозг и память? Как развить внимание? Как учить языки быстро и легко? Как овладевать новыми навыками быстро? На эти вопросы ответит в серии обучающих роликов руководитель Центра развития «Орфей» Татьяна Гринчук.

Упражнение «Колечко» в исполнении А.Палиенко:

https://www.youtube.com/watch?…

3 минуты урок на всю жизнь! Гармонизация правого и левого полушария мозга

«Восьмерки». Руки прямые, вытянуты параллельно полу. Одновременно рисуйте ими встречные горизонтальные восьмерки (знак бесконечность). Повторите 15-20 раз.

Теперь однонаправленные восьмерки (в одном направлении) — 15-20 раз. Сначала в левую сторону, потом в правую.

После это правая рука продолжает рисовать восьмерку горизонтально — «х», а левая вертикально — «8». Повторить 15-20 раз и поменять: левая — «х», правая -«8».

https://www.youtube.com/watch?…

Образовательная кинестетика. Гимнастика мозга. Ленивые восьмерки

«Работаем локтями». Это упражнение, пожалуй, самое простое. Возьмите чистый лист бумаги формата А4. Нарисуйте на нем крест «+». Повесьте листок и встаньте перед ним. Смотрите на нарисованные перекрещенные линии и выполняйте следующие упражнения:

— Спина прямая, левым локтем коснитесь правого колена, потом правым локтем левого колена. Количество повторений 15 раз.

— Спина прямая, левым локтем коснитесь левого колена, потом правым локтем правого колена. Количество повторений 15 раз.

— Повторите 15 перекрестных движений, а затем 15 параллельных и снова 15 перекрестных.

После выполнения упражнений вы заметите, как ваш ум прояснился, мозг «разгрузился».

Перечисленный комплекс упражнений очень важно выполнять каждый день, чтобы достичь положительных результатов. Главный их смысл — бросить вызов себе и победить! Синхронизация полушарий головного мозга поможет вам изменить свое мышление и жизнь. И это не пустые слова. При регулярном выполнении комплекса вы начнете замечать изменения: появляются новые идеи, решения задач приходят быстро, они креативны и логичны.

источник

Науке давно известно, что человеческий мозг разделен на два полушария, функции которых разительно отличаются друг от друга. Левое полушарие используется для речи и чтения, решения задач, рассуждений, запоминания подробностей и других действий. Оно представляет собой источник логического рационального мышления, это наш интеллектуальный аналитический отдел.

Правое полушарие представляет собой центр возникновения идей, ориентации в пространстве, интуиции, музыкальности, эмоциональности и многого другого. Оно отвечает за восприятие формы и пространства, чувство прекрасного и за все прочее, что левое полушарие не в силах постичь и систематизировать, включая любовь, дружбу, вдохновение. Это центр духовного развития…

Научные теории утверждают, что в повседневной жизни человеческое сознание постоянно мечется между правым и левым полушариями в зависимости от обстоятельств, утверждая принцип мирного сосуществования. Например, когда человек решает задачу, превуалирует левое полушарие. Если вы слушаете музыку, первенство переходит к правому полушарию…

Психофизиологические и электрофизиологические исследования, приоткрывая тайны работы мозга, доказали, что способы и скорость обработки информации в обоих полушариях также различны.

Левое полушарие работает медленнее по дискретному, последовательному принципу отражения и анализа. Оно строит черно-белый образ как логическую схему (скелет).

Правое полушарие обрабатывает сигналы целостно, мгновенно; оно строит образ фактурно, в объеме и цвете и в других признаках голографического изображения. Но схема построения образа берется правым полушарием из левого в виде смысла или понятия.

Если нарушить связи левого и правого полушарий мозга, человек не будет понимать того, что он видит или слышит.

А пики работоспособности мозга приходятся на те мгновения, когда мышление обоих полушарий синхронизируется».

источник

Материалы первого выпуска флэш-медийного журнала «Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА» с эффектом перелистываемых страниц и возможностью просмотра видео и прослушивания аудио.

Благодаря Интонационно-слуховым упражнениям для развития абсолютного звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти мозг постепенно становится другим, способным к освоению очень сложных вещей. — В.В.Кирюшин.

Скачать свободно с Яндекс-диска

ПОДСКАЗКА. В случае проблемы со скачиванием можно сохранить на свой Яндекс-диск и скачать потом оттуда.

Открытая группа ВКонтаке «Наследие Владимира Кирюшина как спусковой механизм запуска ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКА» предназначена для восстановления, структуризации и популяризации наследия педагога-новатора Кирюшина В.В. и его учеников с возможностью читать, смотреть, слушать и скачать себе.

cont.ws

Левое полушарие мозга важнее, чем правое

В строении нашей нервной системы много неожиданного и непонятного. Так, каждое полушарие мозга почему-то руково­дит работой противоположной стороны тела: правое управляет мышцами левой половины тела, а левое — правой.

Информа­цию полушария получают подобным образом: нервные во­локна, идущие от органов чувств — вестибулярного аппарата и рецепторов кожи и мышц, — переходят на противоположную сторону мозга.

Однако, как у любого хорошего правила, не обошлось без исключений. Например, каждый зрительный и каждый слуховой нерв направляет половину своих нервных волокон в правое, а половину — в левое полушарие, о чем стало известно совсем недавно.

Изучение человеческого тела столетиями пребывало под запретом. В Средние века врачи не имели права произво­дить вскрытие для установления причины смерти больного.

В XIV веке в Италии, Испании и Германии анатомирование трупа проводилось только раз в 5 лет в присутствии представи­теля церкви. Понятно, что о глубоком и всестороннем изучении организма и тем более головного мозга не могло быть и речи. Так продолжалось до конца XV века.

Головной мозг особенно поражал врачей эпохи Возрожде­ния, производивших вскрытие тел умерших. Хранилище чувств, эмоций, привычек и разума выглядело совершенно одинако­вым у всех людей. Долгое время изучать человеческий мозг не представлялось возможным. Его внешнее строение ничего не говорило о его функциях. Косвенно судить о работе мозга можно было, только наблюдая за людьми, получившими травмы головы. Было лишь известно, что при травмах одного из полушарий воз­никает паралич противоположной стороны тела. Собственно, этим и ограничивались знания о работе мозга.

Первые догадки о неравноценности полушарий высказал французский врач Марк Дакс в 1836 году. На заседании медицинского общества он сообщил, что у всех его 40 больных с на­рушениями речи наблюдались признаки поражения левого полушария. Однако его работа осталась незамеченной. В 1866 году соотечественник Дакса хирург Поль Брока также заметил, что повреждение определенного участка левого полушария приводит к нарушениям речи. Свои выводы он подкрепил результа­тами посмертного вскрытия больных.

Начались исследования. Подавляющее большинство лю­дей — правши, поэтому изучали главным образом праворуких людей. Выяснилось, что левое полушарие отвечает за понима­ние и произнесение слов и способность к чтению и письму. Чем занимается правое полушарие, больше 100 лет никто не знал. Обнаружить какие-либо расстройства в речи и мышлении при поражениях этой половины мозга не удавалось. Правое полу­шарие считали немым и отводили ему роль второстепенного и в каком-то смысле неполноценного. Некоторые ученые во­обще дали ему прозвище «тунеядец».

Как это часто бывает, выручил случай.

Оба полушария соединены между собой узким пучком нерв­ных волокон — мозолистым телом. Благодаря ему происходит обмен информацией между правой и левой половинами мозга. Мозолистое тело может стать причиной бурной активности нейронов всего мозга во время судорожного припадка у боль­ных эпилепсией. В некоторых случаях, когда эпилепсия не поддается лечению другим способом, нейрохирурги прибегают к оперативному вмешательству: рассекают мозолистое тело, чтобы предотвратить распространение неуправляемого воз­буждения на оба полушария мозга. Таким образом, полушария оказываются разделенными и изолированными друг от друга. Интеллект и поведение больных после операции не страдают. Но хитроумные приборы показывают, что «расщепление» мозга все же влияет на сознание и мышление таких людей. В резуль­тате изучения разделенного мозга удалось узнать много инте­ресного о его работе.

Используя специальные приборы, людям с разделенным мозгом можно показывать изображения так, что информация будет поступать только в правую или только в левую половину мозга. В результате опытов удалось выяснить, что правое полушарие узнает предметы, но не может назвать их — человек говорит, что ничего не видел. По этой причине правое полушарие стали называть немым. Левое полушарие без труда узнает и называет увиденное, но опознать предмет, находящийся в левой руке, когда информация поступает только в правую часть мозга, левое полушарие не может, тогда как «немая» половина мозга способ­на выбрать на ощупь показанный ей предмет.

В раннем детстве головной мозг человека очень пласти­чен. Если по какой-то причине в детстве пострадает левая половина мозга, правое полушарие способно частично или полностью взять на себя речевые функции. Нечто подобное произошло с одним из пациентов, 16-летним юношей, у ко­торого случавшиеся в раннем детстве эпилептические припадки привели к повреждению левого полушария. Его правое полушарие понимало обращенную к нему речь и могло вы­ражать мысли, записываемые левой рукой. После перерезки I мозолистого тела ученые неожиданно получили удивительную возможность общаться с каждым полушарием пациента отдель­но. Поразительно, но в одном человеке словно уживались две отдельные психические системы с собственными чувствами, мыслями и желаниями.

Так, левая половина мозга мечтала выбрать профессию чертежника, а правая (в это же время) — автомобильного гонщика. У правой половины мозга была своя любимая кинозвезда и любимые кулинарные блюда… Если обоим полушариям одновременно предлагались различные изображения, и требовалось выбрать подходящие к ним пред­меты (например, к изображениям зимней сценки и куриной лапы надо было подобрать картинки с коньками и курицей), то левое обязательно пыталось объяснить выбор правого, хотя по заданию этого не требовалось. «Каждое полушарие имеет свои собственные «личные» ощущения, восприятия, намере­ния и мысли, отсеченные от соответствующего опыта другого полушария. Каждое левое и правое полушарие обладает своей собственной памятью и опытом познания, которые недоступны для воспроизведения другим полушарием. Во многих отношениях каждое из разъединенных полушарий имеет, по-видимому, отдельное «самосознание», — так описал свои впечатления от этого пациента физиолог Роджер Сперри, один из тех, кто изучал последствия расщепления головного мозга.

Так не здесь ли лежат наши внутренние противоречия, когда мы пытаемся оправдать свои поступки и вступаем сами с собой во внутренний диалог? Быть может, «второе Я» — не просто метафора, а реальность нашего мозга?

Первые исследования разделенного мозга натолкнули ученых на мысль, что исключительно левое полушарие связа­но с речью и логическим мышлением, то есть работает со словами, знаками и символами, а правое отвечает за про­странственно-чувственное восприятие мира, например, ощу­щает эмоциональную окраску речи. Однако в ходе дальнейших наблюдений ученые пришли к выводу, что основные отличия полушарий — не в типе информации, с которой они работают, а в способе, которым они обрабатывают одну и ту же инфор­мацию.

Левое полушарие отвечает за повышенную болтливость. Оно строит длинные сложные фразы, но его речь монотонна и лишена интонаций. Правое полушарие сдерживает словоохотливость левого и придает голосу эмоциональную вырази­тельность, контролирует ритм и темп речи.

Названия предметов и значения слов хранятся в правой половине мозга, а звуковые образы названий, буквенное вы­ражение слов, символы и формулы — в левой. При выключении левого полушария человек узнает лица людей и предметы, но не помнит имен и не может описать предметы словами.

Правое полушарие оценивает неприятные события жизни, быстрее реагирует на картины с выражением печали. Для левого привлекательны приятные и смешные сцены и изображения радостного содержания. Чувство юмора — это заслуга левого полушария. При повреждении левой половины мозга (в наше время самыми частыми причинами поражений мозга являются инсульт и травмы при автомобильных авариях) исчезает хорошее настроение, появляются отрицательные эмоции и признаки агрессивности. Если пострадало правое полушарие, человек впадает в состояние эйфории.

Левое полушарие реагирует только на человеческую речь, все остальное богатство звуков — шум дождя, пение птиц, смех и музыка — для него не существует. Эти звуки принадлежат правому полушарию, как и разнообразие мира красок.

Правое полушарие с трудом занимается классификацией. Как можно что-то группировать, если каждый предмет для него уникален? Левое, наоборот, с легкостью решает такие задачи. Правое легче находит сходство, а левое лучше разбирается в различиях.

Решили схитрить, солгать или приукрасить событие — включилось левое полушарие. Для него истина — понятие относитель­ное. Правое же, как ни крути, скажет только правду — оно забо­тится о точном отображении действительности. Не поэтому ли в русском языке слова «правый» и «правда» являются однокоренными? Может, в древности люди были умнее, чем мы думаем?

За поставленную цель отвечает левое полушарие, а решение, как достигнуть этой цели, целиком лежит на правом полуша­рии. Например, цель «перейти дорогу» принимает левая часть мозга, а оценивает ситуацию и выбирает удобный момент для действия правая половина.

Даже время для каждого полушария имеет собственную характеристику. Для правого время идет в такт с происходящи­ми событиями, для него существует только настоящее, и если это полушарие пострадало, человек затрудняется ответить, сколько времени длится то или иное событие, а также не может определить время года или суток. В ведении левого полушария находится хронологическая последовательность событий.

Если вы — человек с доминирующим левым полушарием, то путешествие в страну с экстремальным климатом (слиш­ком жарким или чересчур холодным), скорее всего, вызовет у вас психоэмоциональное напряжение, так как реакцию орга­низма на изменение климатических факторов контролирует в основном правое полушарие. Вам будет немного сложнее акклиматизироваться, чем правополушарному путешественнику.

Правое полушарие узнает знакомые лица (в том числе своего владельца в зеркале и на фотографии), отвечает за ориентацию в пространстве и понятия «выше-ниже» и «ближе-дальше». В его ведении находится все, что расположено по левую сторону от нас. Человек с поражением правой половины мозга полностью игно­рирует пространство, предметы и людей, расположенные слева от него, — он просто не замечает всего этого. Если попросить его нарисовать человека, он изобразит только правую половину тела, без левой руки и ноги. За завтраком он не тронет еду на левой половине тарелки, но после подсказки обратит на это внимание. Человек словно забывает о существовании левой половины свое­го тела — надевает тапку на правую ногу, не вспомнив о левой, и может выбрить только правую половину лица. Все действия он непроизвольно выполняет правой рукой, как будто левой не существует. Интересно, что клиническая патология левого полушария не при­водит к аналогичному «половинному» восприятию мира. Почему такое левостороннее игнорирование пространства происходит при поражении правого полушария, остается загадкой, как и сама причина межполушарной асимметрии мозга.

Здоровый мозг действует как единое целое, и в повседневной жизни мы не задумываемся, какая часть мозга включается при том или ином нашем действии. Информация, получаемая одним полушарием, доступна и другому благодаря соединяющей их нервной перемычке. Работая сообща в тесном взаимодействии, оба полушария выбирают наилучшую общую стратегию, но какое-то из них преобладает над другим и играет роль ведуще­го. В зависимости от этого одни из нас склонны к логическому мышлению и проявляют тягу к математике и точным наукам, а другие являются творческими натурами — художниками, музыкантами и поэтами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

У правшей левая рука лучше определяет температуру тела, а правая рука точнее чувствует вес.

Существует мнение, что отрицательные эмоции в большей степени выражаются левой половиной лица, а положительные — правой. Психологи отмечают, что большинство женщин предпочитают дер­жаться слева от мужчины, а также педагога и начальства, причем пол последних не имеет значения.

Мозг мужчин достигает максимального веса к 20-29 годам, а жен­щин — в 15-19 лет.

Полностью сформированное мозолистое тело состоит из 200 млн нервных волокон и передает 4 трлн сигналов/с.

 

polonsil.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о