Содержание

6 любопытных фактов про мозг, о которых знает не каждый

Татьяна Черниговская — о том, на что способен наш мозг и как правильно его развивать

Гениальность, как считает нейролингвист, доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская, передаётся по наследству. Но даже гениям нужно учиться пользоваться своим мозгом. Мы собрали самые интересные и неожиданные тезисы Татьяны Черниговской о способностях человеческого мозга.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Наши знания о том, как устроен мир, зависят от свойств нашего мозга. В мозге каждого из нас (только в коре!) находится нейронная сеть длиной 2,8 миллиона километров. Это как 68 раз облететь Землю или семь раз слетать на Луну. У человека нейроны вообще образуются со скоростью 500 тысяч штук в минуту — то есть пять миллиардов нейронов в неделю.

У одного нейрона до 40 тысяч соединений с другими нейронами (синапсов). То есть в коре головного мозга синапсов больше одного квадриллиона — а это больше, чем звёзд во Вселенной. Именно эта сложная нейронная сеть образует наше сознание.

1. Наш мозг нам не принадлежит

Неправильно говорить «мой мозг»: ещё непонятно, кто кому принадлежит. Если посмотреть, что происходит в голове человека в то время, когда он выполняет какое-то задание или принимает решение, окажется, что мозг находит ответ самостоятельно, причём ещё до того, как человек нажимает кнопку. Получается, что мозг решает задачу — а мы об этом ещё не знаем. Более того, мозг заранее понимает, будет наш ответ ошибочным или верным. Так кто всё-таки в доме хозяин?

«Наша зависимость от мозга намного больше, чем мы привыкли считать. Гёдель сказал такую пугающую вещь: „Никакая система не может изучать другую, более сложную систему, чем она сама“. Ровно в это безнадёжное дело мы и провалились: мало того, что мы изучаем мозг (а нет ничего сложнее мозга), так мы ещё изучаем и свой собственный мозг. Это нарушение всех правил игры. У нас просто нет шансов».

Лекция Татьяны Черниговской на Ted Talks


2. У каждого из нас свой предел работы мозга

Слухи о том, что мы перегружаем свой мозг, лишь отчасти чепуха.У каждого человека свой предел работы мозга. И он может быть таким, который мы просто уже не в состоянии выдержать. Это как один человек может поднять штангу, которая весит 200 килограмм, а другой с трудом несёт пятикилограммовый пакет с яблоками. А вот то, что мы используем человеческий мозг всего лишь на 5-7% — это миф.

«Не бывает такого, чтобы в мозге функционировали какие-то 5-7%, а остальные полёживали и ничего не делали. Даже если человек делает что-то совсем простое, он в это же время думает о том, отключил он утюг или не накроется ли у него компьютер, в котором хранятся все данные. Он может быть занят очень многим».

Интервью Татьяны Черниговской с Владимиром Познером


3. Гениальность передаётся по наследству

Гениями не становятся — ими рождаются. Хорошее образование — отличное дополнение к гениальности. Но никакое образование не сделает гением того, кто им не рождён. Это не означает, что учиться бесполезно. Даже талантливым людям ещё предстоит научиться пользоваться своим мозгом.

«От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нём надо учиться играть. Точно так же ребёнку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, ограниваться, настраиваться — пустое дело, погибнет. Мозг киснет, если у него нет когнитивной нагрузки. Если вы ляжете на диван и полгода будете лежать, то потом вы не сможете встать. И с мозгом происходит абсолютно то же самое. Учить детей не бесполезно. Просто их нужно учить так, чтобы не испортить то, что у них уже есть».

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться?»


4. Мозг ребёнка развивается неравномерно

Не все зоны мозга развиваются одновременно, особенно у детей. От ребёнка нельзя требовать вещей, для которых у него ещё просто не созрел мозг. Поэтому важно правильно определить, готов ли ребёнок пойти в школу и начать учиться или ему ещё нужно посидеть дома и просто поиграть.

«Зоны, которые решают трудные логические задачи, вырастают примерно к 18 годам. А самые мощные зоны мозга вообще развиваются только к 21-22 годам».

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться?»


5. Учить важную информацию нужно перед сном, а не утром

Отвлекаться, устраивать перерывы и ложиться спать — ничуть не помешает выучить новый материал. Даже наоборот! Самое лучшее, что можно сделать — выучить что-то и лечь спать. В это время информация из одного отдела мозга перемещается в другой — в тот, из которого потом можно будет её извлечь. А вот спать ночью перед экзаменом — обязательно. Иначе утром не получится вспомнить ничего из того, что вы пытались выучить накануне.

«Все помнят ситуации, когда ты по-настоящему готовишься к экзамену, приходишь, вытаскиваешь билет, точно знаешь, что ты учил… И пусто. Ничего. Получаешь двойку, приходишь домой, ложишься спать. Утром просыпаешься — и ты всё это знаешь. Где оно было?»

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться?»


6. Гуглить — вредно для развития мозга

Вряд ли кто-то откажется от возможности мгновенно получать нужную информацию. Вопрос только в том, какова её цена. Доверяем ли мы этой информации? Надёжна ли она? Получать новую информации стало так легко, что незачем даже пытаться что-то запомнить. А это неполезно для мозга.

«У поколение гугл память намного хуже, чем у их бабушек. Это факт: зачем мне запоминать, если я скажу „Окей, Гугл“ — и мне мгновенно вылетает информация. В „Википедии“ написано всё что угодно. Я сама ей пользуюсь, если мне нужно посмотреть рецепт соуса, хотя у меня дома много кулинарных книг. Но это незначительная вещь. Если я захочу что-то приготовить, то я не пойду в „Википедию“, а пойду в тот проверенный ресурс, про который я знаю».

Интервью Татьяны Владимировны Черниговской «Радио Балтика»

25 интересных фактов о мозге человека

Удивительный по своей сложности мозг человека представляет собой эдакий биологический компьютер, мыслительный центр, способный обрабатывать огромное количество информации. От его корректного функционирования зависит всё, от работоспособности организма в целом до ментального здоровья человека. Но мозг до сих пор таит в себе немало тайн, в которых учёным ещё предстоит разобраться.

Факты о мозге человека

  • Свою форму, которая всем широко известна, он принимает в процессе роста, так как заполняет собой черепную коробку. Если бы череп был другой формы, человеческий мозг тоже изменился бы.
  • Мозг человека потребляет около половины всей глюкозы, которую поставляет печень, выбрасывающая её в кровь.
  • В среднем в человеческом мозге находится около 100,000,000,000 нейронов — сто миллиардов.
  • У среднестатистического взрослого человека мозг составляет около 2% от общей массы всего тела.
  • Долгое время считалось, что чем мозг крупнее, тем человек лучше развит интеллектуально. Исследования показали, что это не так. К примеру, мозг известного писателя Анатоля Франса весил чуть больше 1 кг, а мозг Тургенева — более 2 кг (интересные факты о Тургеневе).
  • Вес самого крупного мозга, когда-либо обнаруженного у человека, достигал 2,85 кг, причём человек этот был умственно неполноценным.
  • Среди всех современных этносов самый маленький средний размер мозга — у австралийских аборигенов, коренных жителей Австралии.
  • Головной мозг человека весит в 50 раз больше, чем спинной. У других млекопитающих это соотношение сильно отличается. У кошек, к примеру, и головной, и спинной мозг весят примерно одинаково.
  • До 60% массы мозга приходится на жиры. Собственно, в нём жиров в процентном соотношении больше, чем в любом другом органе человека.
  • Объём памяти мозга практически ничем не ограничен. Его пределы до сих пор неизвестны.
  • Человеческий мозг обычно занимает от 90 до 95% внутреннего объёма черепа.
  • Мозг наших предков-кроманьонцев, живших во времена палеолита, был на 10-12% больше, чем мозг современного человека (интересные факты о древних людях).
  • Непосредственно на мозге нет нервных окончаний, и он не способен чувствовать прикосновения к нему.
  • В процессе работы мозг генерирует электричество, причём достаточно мощное для того, чтобы от него запитать электрическую лампочку.
  • Ночью, во время сна, мозг человека работает даже активнее, чем когда мы бодрствуем.
  • Два вещества, жизненно необходимые для функционирования мозга — глюкоза и кислород.
  • Глиальных клеток, обеспечивающих нейроны питанием, в человеческом мозге около 1 триллиона, в 10 раз больше, чем самих нейронов.
  • Активные мыслительные процессы и умственный труд тренируют мозг так же, как занятия на тренажёрах тренируют мышцы (интересные факты о мышцах).
  • Человеческий мозг удерживает информацию в кратковременной памяти не более 20-25 секунд, плюс-минус. Поэтому иногда, отвлекаясь на что-то, мы забываем о том, о чём думали минуту назад.
  • Мозг знаменитого Альберта Эйнштейна весил около 1,2 кг, что чуть меньше средних показателей.
  • Длина аксонов (нитей, проводящих импульсы) в мозге человека превышает 160,000 километров. Ими можно было бы 4 раза обернуть нашу планету по экватору.
  • Вопреки распространённому мифу, человек использует не 5 или 10 процентов от возможностей своего мозга, а более 90.
  • Сон понижает температуру человеческого мозга. Если долго не спать, он перегревается и начинает хуже работать.
  • Развитие мозга у человека продолжается примерно до 25 лет.
  • Скорость распространения нервных импульсов при прохождении через нейроны может достигать 440 км/ч.
Категории
  • Обо всём на свете
Предыдущая заметка Следующая заметка

10 фактов о мозге, которые мы узнали за прошедший год

Нейробиология находится на самых своих первых ступенях, так что к интересным открытиям в этой области надо привыкать. Вот что нового учёным удалось выяснить за последние месяцы.

Новый вид нейрона

Редкий вид нейронов ускользал от учёных до сих пор, потому что он очень редок. Выглядит новый нейрон как стебли с шипами, поэтому его так и назвали — «нейрон шиповника». Эта клетка составляет всего лишь 10% первого слоя неокортекса, который эволюционно является молодой частью мозга и играет важную роль в зрении и слухе. Пока учёные затрудняются сказать, какую именно функцию выполняет «нейрон шиповника», но известно, что он соединяется с пирамидальными клетками, являющимися возбуждающими нейронами.

Части мозга могут друг друга заменять

Медики всего мира внимательно следят за мальчиком, известным как «UD». Несколько лет назад у него была удалена ⅓ правого полушария мозга. Операция была необходима, так как ребёнок мучился изнурительными припадками. Удалена была целая ⅙ часть его мозга, причём это была очень важная часть, так как она отвечала за обработку информации, полученной от левого глаза и левого уха. UD сейчас не видит левую часть пространства вокруг себя, но распознаёт увиденное и услышанное так же хорошо, как его сверстники. Это говорит о том, что в отсутствие правого центра зрения UD левый центр вмешался и взял на себя часть его функций.

Мозг может содержать бактерии

До сих пор учёные считали, что мозг не содержит бактерий, и их присутствие — это признак нездоровья. Однако у Общества нейробиологов есть предварительные результаты исследования, которые говорят, что наш мозг действительно может содержать безвредные бактерии. Изучая мертвый мозг, ученые постоянно сталкиваются с предметами в форме палочек, являющимися бактериями. Результаты исследования требуют дополнительной проверки.

Мозг-магнит

Мозг содержит частицы, которые могут намагничиваться. Но ученые затрудняются ответить, по какой причине эти частицы есть в мозге. Также неясно их происхождение. Одни исследователи полагают, что эти намагничиваемые частицы естественны и нужны организму, другие уверены, что они чужеродны и оказались в мозге из-за глобального загрязнения окружающей среды.

Сознанием человек обязан вирусу?

От 40 до 80 процентов человеческого генома состоит из генов, над которыми поработали вирусы. Так, какой-то древний и неведомый из них когда-то поразил наших весьма далёких предков, оставив свой генетический код в цепочке ДНК человека. Учёным удалось выяснить, что вирус оказался для нас крайне полезен. Фрагменты ДНК, которые получились из-за него, играют важную роль в сообщении между клетками мозга. Она является залогом мышления высшего порядка.

Этот вирусный ген назвали «Arc», он пакует генетическую информацию и рассылает её между клетками. Выяснилось, что проблемы с этим геном есть у людей, которые страдают аутизмом и прочими нервными расстройствами.

Молодые клетки могут появляться и в мозге

До сих пор учёные полагали, что клетки не обновляются в мозге человека, и старение там — необратимый процесс. Исследователи взяли 27 экземпляров мёртвого мозга возрастом от 14 до 79 лет. В каждом разрезали гиппокамп — область, отвечающую за память и обучение. После этого были подсчитаны все молодые незрелые клетки. И что же? Их оказалось примерно одинаковое количество. Правда, связей между клетками и кровеносными сосудами в молодом мозге было больше, чем в старом. Результаты также требуют дополнительной проверки.

Стресс уменьшает мозг

Исследователи изучили объем мозга 2000 людей среднего возраста обоих полов. Обнаружилось, что у людей с высоким уровнем кортизола (гормон стресса) объём мозга чуть меньше, чем у исследуемых с нормальным уровнем. Люди, находящиеся под влиянием стресса, показали худшие результаты в тесте на память, чем находящиеся в нормальном состоянии.

Человек не слышит свои шаги

Если он прислушается, то, конечно, услышит их. Но обычно мозг использует шумовой фильтр, чтобы не замечать повторяющиеся монотонные звуки. Также мы перестаём слышать шум холодильника или вентилятора. Вообще исследование было проведено на мышах. Учёные доподлинно выяснили, что мозг мышки уничтожает звуки её шагов, чтобы она могла слушать окружающую среду. Насчёт человека исследователи пока только предположили, основываясь на том, что и у нас есть подобные механизмы.

Психоделические препараты могут вылечить от депрессии

Учёные не оставляют своих попыток изучить влияние ЛСД и МДМА на мозг человека. Им известно, что у человека, страдающего депрессией или тревогой, часть мозга, ответственная за эмоции, уменьшена. Также в ней меньше связей и ветвей нейронных клеток. Учёные взяли нейронные клетки крыс, поместили их в чашку Петри и плеснули туда немного ЛСД. К их удивлению, нейронные связи начали бурно разрастаться, а ветви увеличиваться.

Второй мозг — в кишечнике?

Учёные обнаружили кишечную нервную систему, которую тут же окрестили вторым мозгом. Исследование, проведённое на мышах, показывает, что эта система довольно умная. Она может запускать синхронизированные нейроны, чтобы стимулировать мышцы и координировать их деятельность. Так что за регулярный вывод каловых масс скажите спасибо кишечной нервной системе.

Читайте также: Мозг не способен чувствовать боль

Факты о мозге: что стоит знать о мозге вам и вашим детям

Алена Лепилина
Алена Лепилина

Мозг — это нечто удивительное.
Джон Медина

Попробуйте умножить в уме число 8 388 628 на 2. Получается? А один молодой человек способен умножать такие числа на два 24 раза в течение нескольких секунд. И это далеко не предел способностей нашего мозга. Доказано.

Джон Медина — молекулярный биолог и профессор Вашингтонского университета — один из видных исследователей работы мозга. Его книга «Правила мозга» показала, как много мы можем улучшить в жизни, когда поймем, как работают наши мозги. 

1. Физкультура — конфета для интеллекта

Хотя об эволюции человечества ведется много споров, один факт признается палеоантропологами всего мира. Тремя словами его можно сформулировать так: люди много двигались. В среднем в день древний человек преодолевал более 19 километров. А его мозг развивался не тогда, когда он бездельничал, а когда работал. Мозг по-прежнему стремится к активности, хотя современные люди, к которым относимся и мы, ведут малоподвижный образ жизни.

Тренировка мозга, — источник.

Физическая нагрузка стимулирует работу мозга. Помогает людям, приклеенным к дивану, улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать поставленные задачи. Физическая активность как конфета для когнитивной системы. Человек может вернуться к своему атлетическому прошлому. Нам просто необходимо движение. Ученые установили, что достаточно заниматься спортом дважды в неделю.

А ежедневные двадцатиминутные прогулки снизят риск приступа стенокардии — одной из основных причин возрастных нарушений умственной деятельности — на 57%.

2. Недосыпание = «утечка» мозгов

Вы чувствуете усталость уже в три часа дня? Очевидно, ваш мозг хочет вздремнуть. И это повысило бы вашу продуктивность.

В результате исследования NASA было выявлено, что 26-минутный сон повышает работоспособность пилотов на 34%. Эксперимент показал, что одна бессонная ночь приводит к снижению общих когнитивных способностей на 30%. Увеличив этот период до двух ночей, мы получим уже 60%. Если время сна ограничить шестью и менее часами в течение пяти ночей, то когнитивная активность при этом окажется такой же, как и после 48 часов без сна.

И самое главное, недосыпание ухудшает мыслительную деятельность по всем показателям. Недостаток сна плохо влияет на внимание, память, настроение, математические способности, способность логически мыслить и даже такую грубую моторную деятельность, как, например, способность ходить по беговой дорожке. Помните, хороший сон — хорошее мышление.

3. Строение мозга индивидуально

Еще факт о мозге. Даже у однояйцевых близнецов, имеющих идентичный опыт, нейронная «проводка» различна. Объясняется это незначительными различиями в механизме обработки поступающей информации. Например, если вы с кем-то вместе смотрите фильм — воспоминания о нем у вас будут различные.

Строение мозга индивидуально, — источник.

То, что вы делаете и чему учитесь на протяжении жизни, влияет на форму и вид вашего мозга — иными словами, меняет его «проводку». У разных людей разные отделы мозга развиваются в различной степени. Нет даже двух человек, у которых одинаковая информация хранилась бы в мозге в одних и тех же местах.

4. Минуту внимания!

При чтении этого абзаца миллионы чувствительных нейронов в вашем мозге одновременно загораются, пытаясь привлечь ваше внимание.

Минуту внимания! –– Источник

Лишь некоторым из них удается передать сообщение в сознание, остальные частично или полностью игнорируются. Удивительно, с какой легкостью удается сохранять этот баланс, без особых усилий предоставляя эфирное время одному из многих сообщений, которые прежде игнорировались. (Пока вы читаете это предложение, вы осознаете, где находятся ваши локти?) Сообщения, привлекающие внимание, связаны с памятью, интересом и сознанием.

5. Мозг способен видеть

Не секрет, что визуальная информация лучше запоминается и воспроизводится, чем печатный текст или устная речь. Оказывается, зрение вообще важнее других чувств, на него расходуется добрая половина ресурсов мозга. Вдобавок то, что мы видим, — это то, что командует увидеть нам мозг, и точность воспроизведенной картины далека от 100%. Будучи просто фотоаппаратом, мозг активно разбирает информацию, предоставляемую ему глазами, пропуская ее через ряд фильтров, и затем реконструирует то, что, по его мнению, видит — или то, что, по его мнению, должен видеть.

Мозг способен видеть
3D-картина на асфальте «Ледниковый период». Автор — Эдгар Мюллер.

Мы видим не при помощи наших глаз. Мы видим мозгом. И зрительное восприятие не просто помогает познавать мир — оно доминирует над всеми остальными способами.

6. Когда стресс полезен?

Гиппокамп, крепость человеческой памяти, словно окорок специями, усеян рецепторами, что делает его весьма восприимчивым к стрессовым сигналам. Если стресс не слишком сильный, мозг работает хорошо, а его обладатель даже способен лучше запоминать информацию.

источник

Причина этого кроется в эволюционном развитии. Именно угрожающие жизни события следовало сохранить в памяти. В трудных для жизни условиях все происходило молниеносно, и только самые быстрые особи, которые могли запомнить этот опыт и точно воспроизвести его с необходимой скоростью, выживали. Подтверждают это и результаты научных исследований: человеческий мозг мгновенно запоминает опыт, полученный в условиях стресса, и со временем быстро воспроизводит его.

7. Мозг мужчины и женщины

По структуре и биохимическому составу мозг мужчин и женщин различен — например, у мужчин миндалина крупнее, и они быстрее вырабатывают серотонин. Мужчины и женщины по-разному реагируют на сильный стресс: женщины задействуют миндалину левого полушария и запоминают детали эмоций. Мужчины используют миндалину правого полушария и воспринимают суть проблемы.

8. Эффект Пруста

Запах обладает свойством воскрешать воспоминания. Этот феномен называется эффектом Пруста. Французский писатель Марсель Пруст в своем произведении косвенно доказал связь между запахами и памятью. Стандартный эксперимент позволил установить необычные свойства запахов и их влияние на улучшение воспроизведения.

Двум группам испытуемых после просмотра фильма предложили пройти тест в условиях лаборатории. Контрольная группа находилась в обычной комнате и просто проходила тест, а экспериментальная — выполняла тест в комнате, где пахло попкорном. По объему и точности воспроизведения данных результаты были просто несопоставимы. Экспериментальные группы в два раза точнее воспроизводили информацию, чем контрольные. Ученые зафиксировали улучшение результатов на 20%.

Они выяснили, что определенные виды памяти весьма восприимчивы к запахам. Ароматы выполняют свою тонкую работу, когда субъекты воспроизводят эмоциональные детали воспоминаний.

9. Мы все — великие первооткрыватели

От природы человек — исследователь, даже если жажда познания потом «жалит» его самого. Это столь сильное стремление может сделать из нас учеников на всю жизнь. Мы никогда не утрачиваем жажду знаний.

В Google всерьез относятся к силе исследования: 20 процентов рабочего времени сотрудники компании тратят на то, чтобы следовать зову мозга. Это подтверждается конечным результатом их работы: половина новых продуктов, включая Gmail и Google News, создана в течение тех 20 процентов рабочего времени. Не теряйте любопытства.

Мозг человека может многое. А самое интересно, что мы еще не обо всем знаем. То ли еще будет.

По материалам книги «Правила мозга»

10 фактов о работе мозга, которые доказывают, что мы способны на все

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наш мозг удивительный. Он может помочь подняться на любую вершину, достичь заветной мечты и добиться действительно самой сложной цели. Но для этого нужно понимать принципы его работы.

AdMe.ru предлагает изучить факты о работе мозга и начать использовать их уже сегодня.

10 фактов о работе мозга, которые доказывают, что мы способны на все

Мозг реагирует на каждую мысль и не понимает, где факт, а где фантазия. Именно поэтому люди, которые надевают «розовые очки», чувствуют себя более счастливыми, а организм воспринимает плацебо как настоящий фармацевтический препарат.

10 фактов о работе мозга, которые доказывают, что мы способны на все

Чувство утомления мозга возникает из-за наших эмоций. Состав крови, протекающей через мозг на протяжении активной деятельности, неизменен. Хотя, например, кровь из вены у человека, который проработал весь день, существенно меняется.

10 фактов о работе мозга, которые доказывают, что мы способны на все

Более половины наших сегодняшних мыслей — это те мысли, которые были вчера. Вот поэтому пессимистам так сложно изменить свое восприятие мира. Нужно буквально «прочистить» мозг и заставить его чаще реагировать на позитив.

10 фактов о работе мозга, которые доказывают, что мы способны на все

Любые мысли превращаются в жизненный опыт. Скажем, если вы мечтаете о поездке в Париж, то повсюду будете встречать напоминания об этом городе. Хотите изменить мир вокруг — меняйте свои мысли.

10 фактов о работе мозга, которые доказывают, что мы способны на все

Мозг ничем не отличается от мышц, его тоже необходимо тренировать. Для мозга полезно обучение, физкультура на свежем воздухе, правильное питание, крепкий сон, путешествия в новые места, занятие незнакомой деятельностью, ведение записей, танцы и даже игра в «Тетрис».

10 фактов о работе мозга, которые доказывают, что мы способны на все

Даже когда мы спим, мозг продолжает усердно трудиться. К тому же во сне его активность еще выше, нежели днем.

10 фактов о работе мозга, которые доказывают, что мы способны на все

Чтобы не потонуть в тысячах негативных мыслей, нужно «отключаться» — давать передышку нашей иммунной системе. Не забывайте об активном отдыхе — именно он является самым полезным для мозга.

10 фактов о работе мозга, которые доказывают, что мы способны на все

Для включения в память новых воспоминаний мозгу необходимо избавиться от старых. Было бы прекрасно, если бы мы сами могли решить, что забывать, а что нет. А для этого нужно почаще использовать информацию, которую мы хотим сохранить.

12 интересных фактов о мозге

Мы поговорили об этом с главой подразделения конфокальной микроскопии Института им. Вейцмана (Израиль), профессором Эдуардом Коркотяном.

1. Даже младенцы теряют нервные клетки.

Сколько нейронов (нервных клеток) в мозге человека? У нас их около 85 миллиардов. Для сравнения, у медузы - всего 800, у таракана - миллион, а у осьминога - 300 млн.

Многие считают, что нервные клетки гибнут лишь в пожилые годы, но большая их часть теряется нами еще в детстве, когда в голове ребенка происходит процесс естественного отбора.

Как в джунглях, среди нейронов выживают наиболее эффективные и приспособленные.

Если нервная клетка простаивает без работы, у нее включается механизм самоликвидации.

Целые сети нейронов в мозгу малыша борются за существование. Они с разной быстротой и разной эффективностью решают одни и те же насущные задачи, отвечают на бесчисленные вопросы, как команды знатоков в игре «Что, где, когда?».

Проиграв в честной борьбе, слабые команды выбывают, освобождая место победителям. Это ни плохо, ни хорошо, это нормально. Таков суровый, но необходимый процесс естественного отбора в мозге - нейродарвинизм.

2. Нейронов – миллиарды.

Бытует мнение, что каждая нервная клетка - это простейший элемент памяти, как один бит информации в памяти компьютера. Несложные подсчеты показывают, что в этом случае кора нашего мозга вмещала бы всего 1-2 гигабита или не более 250 мегабайт памяти, что никак не соответствуют тому объему слов, знаний, понятий, образов и прочей информации, которой мы владеем. Конечно, нейронов огромное количество, но их, безусловно, не хватит, чтобы вместить все это. Каждый нейрон является интегратором и носителем, множества элементов памяти - синапсов.

3. Гениальность не зависит от размера мозга

Мозг человека весит примерно 1200 - 1400 грамм. Мозг Эйнштейна, к примеру, 1 230 г, не самый большой. Мозг слона почти в четыре раза больше, самый крупный мозг у кашалота - 6800 граммов. Дело здесь не в массе.

В чем разница между мозгом гения и обычного человека? По обложке книги или по числу страниц никогда не скажешь, вышла она из-под пера мастера или графомана. Кстати, и среди преступников попадаются весьма умные люди. Для оценки нужны совершено другие единицы измерения, которых пока не существует. Но в целом мощность мозга зависит от числа синаптических контактов (мозг состоит отнюдь не из одних нейронов, в нем заключено огромное множество вспомогательных клеток. Его пересекают большие и малые кровеносные сосуды, а в центре мозга скрыты четыре так называемых мозговых желудочка, заполненных цереброспинальной жидкостью...).

Главную интеллектуальную мощь мозга составляют нейроны его коры. Особенно важна плотность синаптических контактов между нейронами, а никак не физический вес. Ведь не станем же мы по весу в килограммах определять быстроту компьютера.

По этому показателю мозг животных, даже высших приматов, существенно меньше человеческого. Мы проигрываем животным в скорости бега, в силе и выносливости, в способности лазить по деревьям.… Собственно, во всем, кроме ума.

Мышление, сознание - это то, что отличает человека от животных. Тогда возникает вопрос: почему бы человеку не обзавестись еще более вместительным мозгом?

Ограничивающим фактором является сама анатомия человека. Размер нашего мозга, в конце концов, определяется размером родовых путей женщины, которая не сможет родить ребенка со слишком большой головой. В каком-то смысле мы - пленники собственного строения. И в этом смысле человек не может стать существенно умнее, если только в один прекрасный день не изменит себя сам.

4. Многие болезни можно будет лечить, внедряя в нервные клетки новые гены.

Генетика - невероятно успешная наука. Мы научились не только исследовать гены, но и создаем новые, перепрограммируем их. Пока это лишь эксперименты на животных, и идут они более чем успешно. Близится время, когда многие болезни можно будет вылечить, внедряя в клетки новые или модифицированные гены. Не проводятся ли опыты над человеком? Тайные лаборатории существуют только в фантастических фильмах. Такие научные манипуляции осуществимы только в крупных научных центрах и требуют больших усилий. Беспокойство о несанкционированном взломе человеческого генома на сегодняшний день лишено оснований.

5. Человек использует лишь толику возможностей своего мозга? Это миф.

Многие почему-то считают, что человек использует лишь небольшую часть возможностей своего мозга (скажем, 10, 20 и так далее процентов). Трудно сказать, откуда взялся этот странный миф. Верить в него не стоит. Эксперименты показывают, что нервные клетки, не задействованные в работе мозга, погибают.

Природа рациональна и экономна. В ней ничего не откладывается на всякий случай, про запас. Живым существам невыгодно и просто вредно содержать в мозгу «бездельников». Лишних клеток у нас нет.

6. Нервные клетки восстанавливаются.

Несколько лет назад в 83-летнем возрасте скончался очень известный пациент, американец Генри Моллисон. Еще в молодости врачи, чтобы сохранить ему жизнь, полностью удалили из мозга гиппокамп (от греческого - морской конек), являвшийся источником эпилепсии. Результат оказался тяжелым и неожиданным. Больной потерял способность что-либо запоминать. Он остался совершенно нормальным человеком, мог поддерживать беседу. Но стоило вам выйти за дверь всего на несколько минут, и он воспринимал вас как совершенно незнакомого человека. Каждое утро на протяжении десятков лет Моллисону приходилось заново познавать мир в той его части, каким мир стал после операции (все, что предшествовало операции, больной помнил). Так, волею случая, было установлено, что гиппокамп отвечает за формирование новой памяти. В гиппокампе восстановление нервных клеток (нейрогенез) происходит сравнительно интенсивно. Но значение нейрогенеза не следует переоценивать, его вклад все же невелик.

10 интересных фактов о работе нашего мозга

Считается, что в нашей голове заключен не один, а три разных мозга

Джон Медина — молекулярный биолог-эволюционист, директор Центра изучения мозга при Тихоокеанском университете Сиэтла, руководитель отделения биоинженерии медицинской школы при университете Вашингтона. Джон Медина трижды признавался лучшим преподавателем в университетах США. 

Что стоит знать о мозге вам и вашим детям

1. Физическая нагрузка стимулирует работу мозга

Чтобы улучшить свои умственные способности — больше двигайтесь.  Физическая нагрузка обеспечивает поступление в мозг крови, достав­ляющей глюкозу для потребления энергии и кислород для очищения от токсичных частиц. Она также стимулирует выработку протеина, кото­рый способствует созданию нейронных связей.

Джон Медина: 10 интересных фактов о работе нашего мозга

Полноценные физические нагрузки два раза в неделю уменьшают риск возникнове­ния умственных расстройств вдвое и снижают риск развития болезни Альцгеймера на 60 процентов.

2. Есть три разных мозга

Считается, что в нашей голове заключен не один, а три разных мозга. Первый – первобытный мозг, отвечает за естественное функционирование биологического организма; второй управляет эмоциями; и третий, рас­полагающийся поверх первых двух, как тонкий слой желе, и делает нас высокоразвитыми, интеллектуальными существами.

3. Мы можем фокусироваться только на одном объекте одновременно

Центры внимания в мозге могут фокусироваться только на одном объекте одновременно. Для мозга не существует мультизадачности.

Мы легче воспринимаем логические связи и абстрактные понятия, чем запоминаем детали.

Эмоциональное возбуждение помогает мозгу учиться.

Слушатели могут начать скучать уже после десяти минут монотонной лекции или пре­зентации, но их внимание можно вернуть при помощи зацепки, вызывающей бурные эмоции.

4. Кратковременная память: повторить, чтобы вспомнить

Память характеризуется четырьмя этапами: запоминание (или кодирова­ние), сохранение, воспроизведение и забывание.

Попадающая в мозг информация мгновенно разделяется на фрагменты, передающиеся на хранение в различные области коры головного мозга. Большинство событий, происходящих в процессе учебы, также запомина­ется в первые несколько секунд обучения. Чем тщательнее мы кодируем в памяти информацию в самом начале, тем лучше она запоминается.

Увеличить шансы на вспоминание можно, если воспроизвести условия, при которых информация впервые поступила в мозг.

5. Повышение надежности долговременной памяти

Бóльшая часть информации исчезает из памяти в течение минут после восприятия, но та, которая переживет этот период, со временем закре­пится.

Мозг рисует нам лишь приблизительную картину реальности, так как он смешивает новые знания с воспоминаниями из прошлого и хранит их как единое целое.

Долговременную память можно сделать более надежной, если вводить новую информацию постепенно и повторять через определенные про­межутки времени.

6. Хороший сон — хорошее мышление

Мозг постоянно находится в состоянии противоборства между клетка­ми и химическими веществами, которые стремятся отправить вас спать, и клетками и химическими веществами, поддерживающими вас в состо­янии бодрствования.

Активность нейронов мозга во время сна крайне высока и ритмична — возможно, из-за воспроизведения полученной в течение дня информации.

Необходимость во сне и отдыхе у людей различна, но потребность в полуденном сне свойственна всем.

Недостаток сна негативно сказывается на внимании, способности к целенаправленной деятельности, рабочей памяти, настроении, логическом мышлении и даже моторике.

7. Стресс негативно влияет на способность мозга учиться

Защитная система организма — выброс адреналина и кортизона — предназначена для включения моментальной реакции на серьезную, но кратковременную угрозу для жизни. Хронический стресс, например неблагоприятная домашняя атмосфера, оказывает разрушительное воздействие на систему, предназначенную для кратковременной реакции.

При хроническом стрессе адреналин приводит к образованию шрамов в кровеносных сосудах, что может привести к сердечному приступу или инсульту, а кортизон разрушает клетки гиппокампа, нанося вред способ­ностям учиться и запоминать.

Самый сильный стресс вызывает ощущение отсутствия контроля над ситу­ацией, то есть чувство беспомощности.

Нервный стресс ухудшает спо­собность детей к обучению и снижает продуктивность работы служащих.

8. Сенсорная интеграция: задействуйте больше чувств

Мы воспринимаем информацию о событии при помощи органов чувств, переводим ее в электрические сигналы, которые направляются к опре­деленным участкам мозга, чтобы он реконструировал по фрагментам общую картину.

Принимая решение о том, как сочетать сигналы, мозг частично полагает­ся на предыдущий опыт, поэтому два человека по-разному воспринима­ют одно и то же событие.

Наши чувства работают сообща — зрение влияет на слух, например, и т. п., — следовательно, мы лучше обучаемся, когда стимулируется не­сколько органов чувств одновременно.

Запах обладает свойством воскрешать воспоминания. Возможно, это происходит потому, что обонятельные сигналы (нервные импульсы) анализируются в той зоне головного мозга, которая участвует в формировании эмоций и мотивации. А эмоции, как известно, тесно связаны с памятью.

9. Зрение важнее остальных сенсорных органов

Зрение важнее других чувств, на него расходуется добрая половина ре­сурсов мозга.

То, что мы видим, — это то, что командует увидеть нам мозг, и точность воспроизведенной картины далека от 100 процентов.

Анализ и обработка визуальной информации происходят поэтапно. Сет­чатка глаза аккумулирует световую энергию в кратковременные, похо­жие на фильмы информационные дорожки. Зрительная кора головного мозга обрабатывает полученные сигналы (одни ее области регистрируют движение, другие — цвет и т. д.) и объединяет их в целостное представ­ление.

Визуальная информация лучше запоминается и воспроизводится, чем печатный текст или устная речь.

10. Мозг мужчины и женщины различен

У мужчин одна х-хромосома, а у женщин — две, несмотря на то, что одна из них резервная.

Генетически женщины устроены сложнее, так как активные х-хромосомы клеток представляют собой набор из материнских и отцовских клеток. Мужчины получают х-хромосомы от матери, а в y-хромосоме содержится менее 100 генов, в то время как х-хромосома несет около 1500 генов.

По структуре и биохимическому составу мозг мужчин и женщин разли­чен — например, у мужчин миндалина крупнее, и быстрее вырабаты­вается серотонин.

Мужчины и женщины по-разному реагируют на сильный стресс: женщины задействуют миндалину левого полушария и запоминают детали эмоций. Мужчины используют миндалину правого полушария и воспринимают суть проблемы.опубликовано econet.ru

Из книги Джона Медины «Правила мозга»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о